Й. Лангмейер и З. Матейчек считаю термин психической депривации условным и относительным, ведь существуют культуры, в которых считается нормой то, что будет аномалией в другой культурной среде. Однако есть случаи депривации, имеющие абсолютный характер. Таким примером будут являться дети воспитывающиеся в ситуации Маугли.
По итогу можно сказать, что депривация представляет собой сложное, многоаспектное явление, имеющее отношение к различным сферам человеческой жизни.
Депривация в современной школе в процессе обучения.
Депривация в образовательном процессе - это сложившиеся в
образовательном учреждении условия, неблагоприятные для личностного развития ученика, то есть условия, ограничивающие возможности его самореализации. Депривация является одной из основных причин отчуждения учащихся от учебной деятельности.
В последние время в педагогической литературе все чаще стал встречаться термин «отчужение в образовании». Отчуждение в образование – это процесс обучения в процессе, которого ребёнок испытывает психологический дискомфорт. Симптомы, которые выражают, отчуждение в образовании представлены, в виде отвращение к учебному труду, негативного отношения к школе.
Депривация в образовании не сводится только к нежеланию учиться. Она затрагивает, более глубинные переживания ребенка и возникает главным образом вследствие рассогласования ценностей ребенка и школы.
Маргарет Мид, в своей работе Культура и мир детства, объяснила разницу образовательного процесса в примитивных и цивилизованных обществах. В примитивном обществе дети учатся тому, что необходимо, чтобы быть взрослым, а в индустриальном обществе дети учатся тому, что, как кто-то полагает, они должны будут делать. Образовательный мир примитивного ребенка реален, образовательный мир современного ребенка не представляет ни чего общего с его миром за пределами школы, более того существует необходимость механического заучивания непонятной ребенку информации.
Одной из причин отчуждения ребенка от образовательного процесса, является неудовлетворительное отношение между школьниками и педагогами, а именно формальный характер взаимодействия, неумение и нежелание учителей выстраивать демократические отношения, с одной стороны, и неподготовленность учащихся к демократическим отношениям, с другой стороны.
Следующей причиной, по которой так же у ученика возникает отчуждение от образовательного процесса, является стереотипизированное восприятие ученика педагогом. Происходит это потому, что учителя не имеют четкой цели постоянно наблюдать и изучать своих учеников, а зачастую при наличии занятости в течение всего рабочего дня у них просто нет такой возможности.
Л. М. Митина по итогам своих исследований представляет следующую схематическую типизацию учащихся.
1) ученики-отличники, сотрудничающие с учителем;
2) ученики, которых учитель считает способными, но в определенном смысле трудными;
3) так называемые хорошие (послушные) ученики, но считающиеся малоспособными, со слабой успеваемостью;
4) явно проблемные ученики;
5) ученики, которые могут быть обозначены как неопределенная, слабо дифференцируемая группа.
Материалы по педагогике:
Дидактические игры в процессе обучения детей на уроках математики
Возраст ребенка с шести до семи лет принято считать переходным. С одной стороны, этот возраст можно назвать старшим дошкольным, если ребенок обучается в детском саду. С другой стороны – младшим школьным, потому что с приходом в школу ребенок погружается в учебную деятельность. Однако ведущей деятел ...
Разработка образовательного проекта: возможности и ресурсы в учебной работе
Все, кто занимался обучением разработке проекта, понимают основную сложность этого процесса. Проектирование – это содержание деятельности, и его невозможно освоить по традиционной схеме, не участвуя в деятельности по разработке реального проекта. Это правило давно известно в мировой практике обучен ...
Модельное занятие №2 Использование инновационных образовательных технологий
в учебном процессе: проблемы и перспективы
1. Прочтите текст одного кейса (на выбор), проявите, какие образовательные технологии используют педагоги при организации учебного процесса 2. Чем, по вашему мнению, обоснован выбор преподавателем той, или иной технологии 3. В чём специфика, характерные особенности технологий, используемых преподав ...