Й. Лангмейер и З. Матейчек считаю термин психической депривации условным и относительным, ведь существуют культуры, в которых считается нормой то, что будет аномалией в другой культурной среде. Однако есть случаи депривации, имеющие абсолютный характер. Таким примером будут являться дети воспитывающиеся в ситуации Маугли.
По итогу можно сказать, что депривация представляет собой сложное, многоаспектное явление, имеющее отношение к различным сферам человеческой жизни.
Депривация в современной школе в процессе обучения.
Депривация в образовательном процессе - это сложившиеся в
образовательном учреждении условия, неблагоприятные для личностного развития ученика, то есть условия, ограничивающие возможности его самореализации. Депривация является одной из основных причин отчуждения учащихся от учебной деятельности.
В последние время в педагогической литературе все чаще стал встречаться термин «отчужение в образовании». Отчуждение в образование – это процесс обучения в процессе, которого ребёнок испытывает психологический дискомфорт. Симптомы, которые выражают, отчуждение в образовании представлены, в виде отвращение к учебному труду, негативного отношения к школе.
Депривация в образовании не сводится только к нежеланию учиться. Она затрагивает, более глубинные переживания ребенка и возникает главным образом вследствие рассогласования ценностей ребенка и школы.
Маргарет Мид, в своей работе Культура и мир детства, объяснила разницу образовательного процесса в примитивных и цивилизованных обществах. В примитивном обществе дети учатся тому, что необходимо, чтобы быть взрослым, а в индустриальном обществе дети учатся тому, что, как кто-то полагает, они должны будут делать. Образовательный мир примитивного ребенка реален, образовательный мир современного ребенка не представляет ни чего общего с его миром за пределами школы, более того существует необходимость механического заучивания непонятной ребенку информации.
Одной из причин отчуждения ребенка от образовательного процесса, является неудовлетворительное отношение между школьниками и педагогами, а именно формальный характер взаимодействия, неумение и нежелание учителей выстраивать демократические отношения, с одной стороны, и неподготовленность учащихся к демократическим отношениям, с другой стороны.
Следующей причиной, по которой так же у ученика возникает отчуждение от образовательного процесса, является стереотипизированное восприятие ученика педагогом. Происходит это потому, что учителя не имеют четкой цели постоянно наблюдать и изучать своих учеников, а зачастую при наличии занятости в течение всего рабочего дня у них просто нет такой возможности.
Л. М. Митина по итогам своих исследований представляет следующую схематическую типизацию учащихся.
1) ученики-отличники, сотрудничающие с учителем;
2) ученики, которых учитель считает способными, но в определенном смысле трудными;
3) так называемые хорошие (послушные) ученики, но считающиеся малоспособными, со слабой успеваемостью;
4) явно проблемные ученики;
5) ученики, которые могут быть обозначены как неопределенная, слабо дифференцируемая группа.
Материалы по педагогике:
Изучение познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР 1
уровня
Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях специального детского сада требует всестороннего изучения их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. Пр ...
Праздник в школьном музее русской культуры
Все больше в жизнь музея входят музейные праздники, являющиеся одной из перспективных форм работы с посетителями. Музейный праздник в школе рассматривается сегодня как гибкая и эффективная педагогическая система приобщения детей к сокровищам народной культуры. Школьный музей становится таким центро ...
Пейзаж - жанр живописи
Пейзаж (от французского paysagе - местность, страна) – один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзажем называется также сам объект такого изображения. Наряду с понятием « ...