1. Охарактеризуйте выделенные в теории педагогики критерии и показатели воспитанности:
внешние – связаны с проявлением результатов воспитания во внешней форме, – суждениях, оценках, поступках, действиях личности;
внутренние – связаны с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, – мотивами, убеждениями, планами, ориентациями;
содержательные – связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, отражают требования, зафиксированные в формулировке цели;
оценочные – с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества, отражают конкретные задачи воспитательного процесса;
«жесткие» – в педагогике используются сравнительно мало. К ним относятся важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений и тенденции их изменения; число молодых людей отбывающих наказание за совершенные преступления; число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных молодыми родителями; темпы распространения пьянства, курения, наркомании среди молодежи и другие показатели;
«мягкие» – применяются для характеристики школьного воспитания, помогают воспитателям получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать в глубь, надежно диагностировать скрытые качества.
2. В табл. 1, 2 определены критерии гражданского воспитания в двух аспектах – воспитание патриота и культуры межнационального общения. Дополните список соответствующих показателей.
Таблица 1
Воспитание патриота
Критерии |
Показатели |
Изучение родословной своей семьи |
повышение самооценки ребенка в семье, воспитание чувства гордости за своих предков, воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям |
Изучение истории и современности своего района, улицы, города, региона, Родины |
знание руководителей города, области (мэра, губернатора, представителя президента РФ в Сибирском регионе); государственных символов РФ; выдающихся личностей города (Б. Богатков, О. Жилина, семья Шамшиных и др.) |
Уважительное отношение к родному языку, изучение произведений литературы и других видов искусства, составляющих культурное достояние Родины |
Знание родной этнокультуры, культурных традиций и ценностей народов, понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа, стремление к речевому самосовершенствованию |
Уважительное отношение к обычаям и обрядам своего народа, продолжение и развитие национальных традиций |
участие в фольклорных праздниках |
Ценностное отношение к природе |
участие в природоохранной деятельности; организация экскурсий, походов, путешествий |
Знания и демонстрация достижений нашей страны в области науки, техники, культуры и осознание чувства гордости и сопричастности к ним |
знание Нобелевских лауреатов – наших соотечественников; участие в викторинах, выставках, фестивалях; участие в различного рода конкурсах, олимпиадах за честь школы, района, города, области, страны |
Сбор материалов о воинской доблести и славе, защите нашего Отечества |
участие в работе музея боевой и трудовой славы школы, организация встреч с интересными личностями – патриотами Отечества |
Материалы по педагогике:
Понятие формы обучения
Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количество учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной рабо ...
Из опыта работы школьных педагогов с родителями
Мы попытались изучить и проанализировать опыт школы по работе школьных педагогов с родителями. И пришла к выводу, что из многообразия форм установления контактов педагогов и родителей мною будет представлено родительское собрание и деловая игра. Опыт школы по оптимизации взаимоотношений педагогов и ...
Анализ эффективности различных типов тестовых заданий
Особенности современного исторического знания определяются следующим образом: - с одной стороны - это знания учащихся о конкретных событиях, их времени, месте, непосредственных участниках и т.д., что составляет объективную часть исторического знания, - с другой стороны, - это знания, получаемые уча ...