BriefEducation
Образование: теория и практика » Методика комплексного использования средств наглядности в формировании речевых навыков и умений аудирования » Методические приемы и упражнения с использованием средств наглядности в комплексе для обучения аудированию

Методические приемы и упражнения с использованием средств наглядности в комплексе для обучения аудированию

Страница 1

Термином «наглядность» обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения иностранным языкам. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Наглядность как средство обучения предназначена для создания у учащихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие «средство наглядности» (наглядное средство) очень близко по содержанию с понятием «наглядное пособие», но значительно шире по объему. Так, например, телепередача, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями .

Наглядные пособия - это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, таблиц с рисунками и схемами, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие предметы и явления - основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование – вспомогательные.

Термин «аудирование» был введен в литературу американским психологом Р. Брауном. Аудирование – это понимание речи, воспринимаемой на слух. Оно представляет собой перцептивную мыслительную мнемическую деятельность. Аудирование должно занимать важное место уже на начальном этапе. Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывание и таким образом, воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, оказывающие в то же время и развивающие воздействие на ученика, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти школьника, и прежде всего слуховой памяти, столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета .

Навыки аудирования вырабатываются более успешно, когда звуковые и зрительные каналы поступления информации используются во взаимодействии, что облегчает для учащихся восприятие звучащей речи и даёт возможность судить о сказанном полнее, чем при раздельном поступлении сообщений. Визуально-изобразительная опора важна не только для смыслового понимания, но и для последующей передачи содержания. Она разгружает память, способствует сегментированию речевого потока, улучшает точность и полноту понимания, поскольку «пропускная способность» слухового анализатора во много раз меньше зрительного. То есть, необходимо подчеркнуть важность использования видеофильмов, картинок, плакатов, таблиц, схем и т.д. в учебном процессе при обучении аудированию звучащей речи. Это обусловлено следующими причинами:

- экранные средства для современных детей являются обычными и любимыми, и встреча с ними на уроках английского языка доставляет им радость;

- использование видеофильмов, картинок, плакатов, таблиц и схем помогает учителю раскрывать свои творческие способности;

- использование экранных средств и других средств наглядности помогает учителю расширить номенклатуру ситуаций в пределах отрабатываемой темы, привнося каждый раз что-то новое, что вызывает интерес у учащихся и даёт им импульс для высказывания и, следовательно, позволяет более полно осуществлять коммуникативную направленность процесса обучения.

Приведем методику использования видеофильма в комплексе с другими средствами наглядности в обучении аудированию и предложим алгоритм работы с видеоматериалами на уроках иностранного языка.

В качестве видеофильма для показа (демонстрации) был выбран фильм «101 далматинец».

Обоснование выбора материала для аудирования:

- фильм является заключительным этапом работы над одним из разделов (тем) учебника по английскому языку - «Animals» (животные и их защита). Те речевые образцы, которые были предметом работы учителя с учащимися в этом разделе, учащиеся встречают теперь в новых ситуациях;

- фильм строится на уже знакомом учащимся на данном этапе обучения материале, а язык фильма довольно прост и не требует значительной адаптации;

- фильм имеет воспитательную и эстетическую ценность. Сюжет фильма соответствует возрастным особенностям учащихся;

- в фильме содержатся элементы юмора, а также интерес вызывает профессиональная Диснеевская графика;

- ситуации, лежащие в основе создания фильма жизненно реальны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Кружковая работа с природным материалом как форма и метод развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями
Надежда Константиновна Крупская в одной из своих работ обращала внимание на то, что «…Надо сделать так, чтобы труд был и интересный и посильный, и в то же время, чтобы это был творческий труд, а не только механический». Полученные на уроке труда умения и навыки в работе с природным материалом и инс ...

Требования государственных федеральных стандартов к выпускнику детского сада с сентября 2011 года
Анализ требований государственных федеральных стандартов к выпускнику детского сада (ФГС) с сентября 2011 года показал, что среди требований, предъявляемых к подготовке ребенка к школе представлены и требования непосредственно связанные с содержанием данной работы. Введение ФГС связано с тем, что н ...

Текущее повторение ранее пройденного
Текущее повторение в процессе изучения нового материала — весьма важный момент в системе повторения. Оно помогает устанавливать органическую связь между новым материалом и ранее пройденным. Текущее повторение может осуществляться в связи с изучением нового материала. В этом случае повторяется матер ...

Разделы

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru