BriefEducation
Образование: теория и практика » Методика комплексного использования средств наглядности в формировании речевых навыков и умений аудирования

Методика комплексного использования средств наглядности в формировании речевых навыков и умений аудирования

Термин «аудирование» используется в методической литературе сравнительно недавно. Он противопоставлен термину «слушание». Если «слушание» обозначает акустическое восприятие звукоряда, то понятие аудирования включает процесс восприятия и понимания звучащей речи.

Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке. В условиях коммуникативной направленности обучения учащихся иностранному языку и в соответствии с основной целью обучения иностранного языка в школе – формированием коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение - проблема обучения аудированию является особенно актуальной. Процесс общения невозможен, если у его участников не сформированы умения и навыки восприятия, осмысления и критической переработки звучащего материала, не развита слуховая память, отсутствует интерес к приобретению новой информации. Вот почему проблема обучения пониманию иноязычной речи как одному из видов речевой деятельности постоянно находится в фокусе методических исследований и является актуальной.

Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Аудирование складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, в зависимости от ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цель.

Проблема обучения аудированию является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение, поскольку это процесс двусторонний. И недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Понятие аудирования включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Также известно, что аудирование – очень трудный вид речевой деятельности. Несформированность аудитивных навыков является часто причиной нарушения общения. Навыки аудирования формируются только в процессе восприятия речи на слух. При этом есть потребность понимать речь разного темпа, разного интонационного оформления и разного уровня правильности.

Аудирование имеет многочисленный ряд трудностей. Обучение аудированию направлено на преодоление этих трудностей. Одним из наиболее эффективных способов их преодоления является активное использование средств наглядности в процессе обучения аудированию. Наглядность является универсальным средством обучения иностранному языку в целом, в том числе и аудированию.

Проблема наглядности в обучении иностранным языкам была актуальной во все времена. При этом в последние годы заметно расширилась область наглядности и усложнился её инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ, при помощи которых преподаватель моделирует фрагменты объективной действительности. Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности.

Принцип наглядности играет особую роль в обучении иностранному языку в целом, а также в обучении аудированию – в частности. При освоении иностранного языка возникает задача создать систему отражения объективного мира в формах второго языка. В школьных условиях обучения при отсутствии иноязычной среды объективный мир моделируется с помощью наглядности. Используя различные средства наглядности: предметы, макеты, картины, жесты, движения, диафильмы, кинофильмы и т.п., учитель в учебных целях моделирует фрагменты объективной действительности, которые ассоциируются учащимися с соответствующими иноязычными формами в процессе осуществления учебной коммуникации. В результате этого формы иностранного языка становятся для учащихся отражением соответствующих фрагментов объективного мира и носителями определенной информации, обмен которой осуществляется при общении в той или иной ситуации.

При обучении иностранному языку наглядность является не только важным средством семантизации, но и средством овладения ситуативной обусловленностью речи. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация и осваивается таким образом речевая реакция на объективную действительность и жизненные ситуации.

Таким образом, наглядность в обучении аудированию по иностранному языку помогает раскрыть содержание высказываний и моделирует жизненные ситуации, в которых происходит коммуникация. Кроме того, средства наглядности могут быть использованы в качестве ориентировочных опор и при обобщении языковых явлений, где они проявляют себя так же, как при обучении другим учебным предметам.

Целью исследования в рамках дипломной работы является изучение методики комплексного использования средств наглядности в формировании речевых навыков и умений аудирования.

Объектом исследования является совокупность различных средств наглядности как основного инструмента снятия трудностей восприятия речи на слух.

Для достижения указанной выше цели работы поставлены следующие задачи:

- изучение аудирования как вида речевой деятельности, целей и содержания обучения аудированию, а также трудностей восприятия речи на слух;

- рассмотрение видов, средств и функций наглядности, возможностей ее применения в обучении иностранному языку;

- анализ достоинств и недостатков применения средств наглядности в обучении аудированию;

- изучение процесса использования средств наглядности в комплексе как основы снятия трудностей восприятия речи на слух и облегчения понимания речевого сообщения;

- разработка методики комплексного использования средств наглядности в обучении аудированию и проведение пробного обучения.

Применяемые методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; обобщение опыта ведущих педагогов, психологов и методистов; наблюдение; пробное обучение.

Цели и задачи исследования определили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников.

Во введении обосновывается актуальность исследования, его практическая значимость; определяются объект и методы исследования; цели и задачи.

В первой главе раскрывается понятие аудирования как вида речевой деятельности, рассматриваются цели и содержание обучения аудированию, а также анализируются трудности, возникающие в процессе восприятия речи на слух.

Вторая глава содержит характеристику видов, средств и функций наглядности, описание возможностей ее применения в обучении иностранному языку, а также перечень достоинств и недостатков применения средств наглядности в обучении аудированию.

Третья глава отражает особенности комплексного использования средств наглядности с целью снятия трудностей восприятия речи на слух и облегчения понимания речевого сообщения, а также осуществляется разработка методики комплексного использования средств наглядности в обучении аудированию и приводится план пробного обучения.

В заключении сформулированы основные выводы по результатом проведенного исследования, а также по дипломной работе в целом.

Материалы по педагогике:

Результаты оценки рейтинга преподавателей кафедры
Так как система только внедряется на кафедре, еще как следует, не налажена «обратная связь» с преподавателями для полного сбора данных необходимых для расчета рейтинга, то была произведена экспериментальная оценка рейтинга преподавателей кафедры. Всего в рейтинге участвовало 9 преподавателей кафедр ...

Динамика развития образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования
Для выявления динамики развития образа человека в рисунках детей 6-7 лет нами был проведён контрольный эксперимент. Цель данного эксперимента выявления динамику развития образа человека в рисунках детей 6-7 лет. Контрольный эксперимент проводился с 1 по 3 февраля. Контрольный эксперимент включал в ...

Зарплата для семьи
Маленький процент разводов в дореволюционной аграрной России объясняется тем, что крестьяне, составлявшие 95% населения, жили своим натуральным единоличным хозяйством. Жена не могла уйти от мужа, не расставшись с этим единственным источником средств к существованию. Муж не мог бросить жену с детьми ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru