Цель констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы - явилось выявление уровня сформированности эстетичских чувств у младших школьников с нарушением интеллекта.
Экспериментальная работа проводилась на базе специальной (коррекционной) школы-интерната № 1 г. Владимира. Экспериментальное исследование проходило в 3 «б» и в 3 «в» классе. 3 «в» был взят в качестве экспериментальной группы, 3 «б» - контрольной. Количество учащихся 3 «б» – 8 человек, 3 «в» - 9 человек.
На констатирующем этапе эксперимента основными методами являлись педагогическое наблюдение и тестирование. В тестировании участвовали как ученики, так и учителя. Нами были составлены анкеты для педагогов и учащихся, которые включали в себя по 10 вопросов. За каждый ответ "а" предполагалось 10 баллов, "б" - 5 баллов, "в" - 0 баллов. Количество набранных баллов от 75 до 100 свидетельствовало о весьма высоком уровне развития эстетических чувств учащихся.50 - 70 баллов –говорило о том, что уровень развития эстетической воспитанности учащихся не очень высок. Количество баллов менее 50 являлось тревожным признаком и говорило о том, что необходимо уделять больше внимания эстетическому воспитанию учащихся.
Как и при тестировании, в процессе педагогического наблюдения нам необходимо было выявить уровень эстетической воспитанности каждого школьника.
В качестве основных показателей эстетической воспитанности личности мы, опираясь на исследования Е.И. Шулёвой, выделили следующие категории: это эстетическая потребность, эстетическая ценность, эстетическое чувство, эстетический вкус (см. табл. 1). Совокупность этих категорий и их сформированность на достаточном уровне являются основой при оценке эффективности воспитательного процесса.
Табл. 1. Основные показатели эстетической воспитанности личности.
Показатели |
Характеристики |
Эстетическая потребность |
Заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный момент освоения и создание человеком эстетического в разнообразных формах деятельности и прежде всего в деятельности художественной, в искусстве, где эстетическое начало выражается в наиболее концентрированном виде. |
Эстетическая ценность |
Особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитарными, моральными и т.п. и характеризующими значимость какого-либо объекта в жизнедеятельности общества, класса, социальной группы и отдельной личности. |
Эстетический идеал |
Вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желаемой эстетической ценности; высший критерий эстетической оценки, которая предполагает сознательное или не осознанное сопоставление тех или иных явлений с эстетическим идеалом. Это такой вид эстетического отношения, который находиться между эстетическим вкусом, с одной стороны, и эстетическими взглядами – с другой. |
Эстетическая оценка |
Способ установления эстетической ценности какого– либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «это красиво», « это уродливо» и т. п. Заключительное звено эстетического восприятия. |
Эстетическое суждение |
Категории эстетики, фиксирующая специфику эстетического отражения. В отличии от логико-понятийного суждения это не теоретическое высказывание об эстетической значимости предмета, содержащее его оценку, а одним из способов положительного или отрицательного реагирования субъекта на эстетические аспекты деятельности и искусства. |
Эстетическое чувство |
Непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности. |
Эстетический вкус |
Способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» - «не нравится») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в деятельности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического (чувство юмора). |
Материалы по педагогике:
Основы педагогического общения
1. Заполните таблицу. Охарактеризуйте влияние стиля педагогического общения на личностное развитие ребенка Черты стиля Влияние на развитие личности 1 2 Авторитарный стиль: позиция взрослого «над ребенком» (доминирует внешний императив) ребенок занимает позицию ведомого приемы жесткого руководства ( ...
Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие ...
Понятие индивидуальной формы обучения
Система индивидуального обучения сложилась ещё в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал опыт посредством говорящих знаков своему потенциальному приемнику, занимаясь с ним индивидуальн ...