BriefEducation
Образование: теория и практика » Эстетическое воспитание школьников с нарушением интеллекта » Экспериментальное изучение эстетических чувств у младших школьников с нарушением интеллекта

Экспериментальное изучение эстетических чувств у младших школьников с нарушением интеллекта

Страница 1

Цель констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы - явилось выявление уровня сформированности эстетичских чувств у младших школьников с нарушением интеллекта.

Экспериментальная работа проводилась на базе специальной (коррекционной) школы-интерната № 1 г. Владимира. Экспериментальное исследование проходило в 3 «б» и в 3 «в» классе. 3 «в» был взят в качестве экспериментальной группы, 3 «б» - контрольной. Количество учащихся 3 «б» – 8 человек, 3 «в» - 9 человек.

На констатирующем этапе эксперимента основными методами являлись педагогическое наблюдение и тестирование. В тестировании участвовали как ученики, так и учителя. Нами были составлены анкеты для педагогов и учащихся, которые включали в себя по 10 вопросов. За каждый ответ "а" предполагалось 10 баллов, "б" - 5 баллов, "в" - 0 баллов. Количество набранных баллов от 75 до 100 свидетельствовало о весьма высоком уровне развития эстетических чувств учащихся.50 - 70 баллов –говорило о том, что уровень развития эстетической воспитанности учащихся не очень высок. Количество баллов менее 50 являлось тревожным признаком и говорило о том, что необходимо уделять больше внимания эстетическому воспитанию учащихся.

Как и при тестировании, в процессе педагогического наблюдения нам необходимо было выявить уровень эстетической воспитанности каждого школьника.

В качестве основных показателей эстетической воспитанности личности мы, опираясь на исследования Е.И. Шулёвой, выделили следующие категории: это эстетическая потребность, эстетическая ценность, эстетическое чувство, эстетический вкус (см. табл. 1). Совокупность этих категорий и их сформированность на достаточном уровне являются основой при оценке эффективности воспитательного процесса.

Табл. 1. Основные показатели эстетической воспитанности личности.

Показатели

Характеристики

Эстетическая потребность

Заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный момент освоения и создание человеком эстетического в разнообразных формах деятельности и прежде всего в деятельности художественной, в искусстве, где эстетическое начало выражается в наиболее концентрированном виде.

Эстетическая ценность

Особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитарными, моральными и т.п. и характеризующими значимость какого-либо объекта в жизнедеятельности общества, класса, социальной группы и отдельной личности.

Эстетический идеал

Вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желаемой эстетической ценности; высший критерий эстетической оценки, которая предполагает сознательное или не осознанное сопоставление тех или иных явлений с эстетическим идеалом. Это такой вид эстетического отношения, который находиться между эстетическим вкусом, с одной стороны, и эстетическими взглядами – с другой.

Эстетическая оценка

Способ установления эстетической ценности какого– либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «это красиво», « это уродливо» и т. п. Заключительное звено эстетического восприятия.

Эстетическое суждение

Категории эстетики, фиксирующая специфику эстетического отражения. В отличии от логико-понятийного суждения это не теоретическое высказывание об эстетической значимости предмета, содержащее его оценку, а одним из способов положительного или отрицательного реагирования субъекта на эстетические аспекты деятельности и искусства.

Эстетическое чувство

Непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности.

Эстетический вкус

Способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» - «не нравится») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в деятельности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического (чувство юмора).

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Содержание педагогической профессии
Анализ литературных источников показал, что существует несколько принципиальных подходов к определению понятия "социальный институт": функциональный (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и другие), структурно-функциональный (Т. Парсонс), системно-структурный (П. Блау, С. Липсет, Дж. Ландберг), психоло ...

Формирование словаря как задача речевого развития дошкольного возраста
Работа над словом – исходной единицей языка занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Работа по формированию словаря у дошкольников рассматривается как «целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного язы ...

Анкетирование детей: ранжирование предметов среди учащихся 1 класса
Для определения значимости уроков труда для учащихся проводилось анкетирование в 1-ом классе, обучаемом по традиционной системе без какой-либо программы по трудовому обучению, средней общеобразовательной школы №618 г. Москвы в середине второй учебной четверти. Было опрошено 22 учащихся, каждому из ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru