BriefEducation
Образование: теория и практика » Эстетическое воспитание школьников с нарушением интеллекта

Эстетическое воспитание школьников с нарушением интеллекта

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда был и будет актуален, потому что от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом. Чтобы наслаждаться красотой и создавать ее, нужно обладать качествами, которые в своей совокупности составляют эстетическую культуру личности. Первоосновой этой культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная отзывчивость к прекрасному. Но этого недостаточно. Для того чтобы в полной мере воспринять красивое или проявить себя в художественном творчестве, нужен еще и некоторый фонд теоретических и конкретных знаний, на базе которых развиваются представления и понятия об эстетических ценностях, то есть эстетический кругозор.

Особое значение для формирования эстетического отношения к действительности имеет эстетический идеал как цель и образец, стимулирующий сознательное стремление к совершенной красоте.

Непосредственным отражением эстетических позиций человека, его взглядов, идеалов является эстетический вкус, то есть умение отличать прекрасное от безобразного, истинную красоту от ложной. Существенным показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, которые наиболее ярко выражают ценностные ориентации личности в сфере прекрасного.

С помощью эстетических чувств и сознания мы главным образом воспринимаем и оцениваем красоту в искусстве и действительности. Благодаря художественным способностям человек сам создает прекрасное в процессе творческой деятельности.

Несомненно, развивать способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности необходимо уже в раннем возрасте. В настоящее время этот вопрос особенно актуален, так как на школьников с нарушением интеллекта ежедневно обрушивается поток разнообразной информации, которую детский мозг не всегда способен адекватно воспринять. Поэтому существует потребность в выработке у школьников с нарушением интеллекта системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса.

Актуальность работы заключается в том, что дидактическая игра в младшем школьном возрасте является одним из основных учебных средств развития ребенка. Используя возможности дидактической игры, можно привить ребенку эстетические ценности.

Объект исследования

- эстетическое воспитание школьников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования

– дидактические игры как средство формирования эстетических чувств младших школьников с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования:

если целенаправленно и системно использовать дидактические игры в учебной деятельности, то уровень эстетической воспитанности младших школьников с нарушением интеллекта, возможно, повысится.

Цель работы

– доказать эффективность влияния дидактической игры на развитие эстетических чувств младших школьников с нарушением интеллекта.

Задачи:

- изучить психологическую, педагогическую, специальную литературу по проблеме исследования;

- определить возможности дидактической игры как средства формирования эстетической культуры учащихся с нарушением интеллекта;

- выявить уровень эстетических представлений у младших школьников с нарушением интеллекта;

- разработать и реализовать серию занятий, направленных на повышение уровня сформированности эстетических чувств младших школьников с нарушением интеллекта.

Методы исследования:

- анализ источников по проблеме;

- анкетирование;

- педагогическое наблюдение;

- эксперимент.

Материалы по педагогике:

Современные технологии воспитания
1. Опишите содержание этапов (алгоритмов) традиционной технологии воспитательной работы: 1-й этап (анализ исходных данных) – должен быть направлен на выяснение состояния основных компонентов воспитательного процесса: воспитанников, воспитателей (педагогов) и характер сложившихся между ними отношени ...

Психолого-педагогические особенности младших школьников с особыми образовательными потребностями
Основная идея всей современной педагогики заключается в том, что отсталому ребёнку воспитание нужно в большей степени, чем нормальному. Выясним, что собой представляют дети с особыми образовательными потребностями и какие особенности психики данных детей необходимо учитывать в их воспитании и обуче ...

Исследование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье в трудах отечественных специалистов
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это "адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя ил ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru