BriefEducation
Образование: теория и практика » Нравственно-этическое воспитание детей » Духовное развитие - основа нравственно-этического воспитания

Духовное развитие - основа нравственно-этического воспитания

Страница 1

Понятие о воспитании

Воспитание – самое святое дело из всех святых дел.

(Святитель Феофан Затворник)

Детство – время развития всех сил человека, как телесных, так и душевных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное наполнение нравственного опыта. И обращение к духовной жизни начинается в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Каждый творчески мыслящий человек, ваятель, прежде всего, делает себе эскиз предполагаемого произведения. Так должен поступать и каждый достойный своего имени воспитатель. Сначала ему надо приобрести истинное понятие о том, каким должен быть человек, а потом уже пусть он рассматривает, каким человек является на самом деле. Если мы представим человека в том виде, как он был задуман, то увидим, какое он превосходное создание вечной премудрости и любви Божией!

Человек сотворен по образу Божию, и его назначение состоит в том, чтобы в продолжение настоящей жизни искал он всегда большего уподобления Богу через подражание Его Божественным совершенствам.

А в будущей – навеки соединился с Ним, как Источником жизни и блаженства. Эту цель всегда должно иметь в виду при воспитании. Сообразно с ней должно возбуждать и направлять детские способности, а ростки зла, как начальные следствия нашего отпадения от Бога, всеми мерами подавлять и постепенно уничтожать.

Поэтому в широком смысле к воспитанию относится все то, посредством чего или пробуждаются еще дремлющие способности, или направляются согласно с целью уже возбужденные силы, прежде принявшие ошибочное направление – таким образом, исправляются. Сюда относятся различные обстоятельства жизни, скорби и горести и вообще вся жизнь человека.

Но в узком смысле под воспитанием мы понимаем намеренное влияние на образование способностей и облагораживание души воспитанника, чтобы он достиг такого нравственного состояния, когда можно без постороннего руководства совершенствоваться в соответствии со своим временным и вечным назначением.

Отсюда видно, что:

1. Воспитание состоит не в сообщении новых способностей, но только в развитии уже заложенных и руководстве ими. Впрочем, воспитатель не должен терять надежду, если у того или другого воспитанника не хватает некоторых способностей, нужных для достижения предполагаемых целей воспитания. Искусство, постоянное терпение в труде и особенно святая любовь могут многое сделать.

2. Так как вся человеческая природа повреждена и находится под знаком греха, то воспитание состоит не только в развитии духа человеческого, но и в лечении духовных болезней (коррекции). Каждый воспитатель может приложить к себе повеление, данное пророку: Смотри, Я поставил тебя, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать;

3. Хотя и важно предостерегать воспитанника от погрешностей, но необходимо и образовывать его, постепенно все более и более совершенствуя его способности в продолжении всего воспитания;

4. Воспитание не состоит в сообщении одних только познаний или в одном обучении приличному внешнему поведению; напротив, особенный долг воспитателя – так возбуждать и направлять внутренние силы воспитанника, чтобы он постепенно укреплялся во всех отношениях и после этого сам мог продолжать свое дальнейшее образование, которое в этой жизни никогда не должно прекращаться. Иногда самыми усиленными мерами влекут детей к цели знания и все внимание обращают на то, чтобы дети верно исполняли правила внешнего приличия, а между тем истинная мудрость и добродетель остаются в стороне, как вещи маловажные. От этого часто простолюдин имеет больше правильности и последовательности в своем мышлении, больше свободы и твердости в действиях, нежели тот, чье воспитание дорого стоило и занимало многих людей.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Языки представления чисел: системы счисления
Тема «Системы счисления» имеет прямое отношение к математической теории чисел. Однако в школьном курсе математики она, как правило, не изучается. Необходимость изучения этой темы в курсе информатики связана с тем фактом, что числа в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления, а для ...

Отдельные эпизоды из жизни семьи
Первые годы – самые трудные. Оставшись в Сибири, бабушкины родители привыкли к ней и полюбили. Сразу после войны, конечно, было очень трудно и голодно. Жили в маленькой квартирке в доме барачного типа. Не было вторых оконных рам чтобы утеплиться на зиму. Дров им, приезжим, взять было негде. Всё лет ...

Принцип наглядности
Одним из первых в истории педагогики стал оформляться принцип наглядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта законом ...

Разделы

© 2023 Copyright www.briefeducation.ru