BriefEducation
Образование: теория и практика » Нравственно-этическое воспитание детей » Духовное развитие - основа нравственно-этического воспитания

Духовное развитие - основа нравственно-этического воспитания

Страница 2

Множество знаний делает воспитанника нетвердым и нерешительным, а беспрерывные упреки, исправления и насмешки препятствуют ему образовать собственный характер.

В 1912 году в Москве, а затем в 1915 году в Петрограде вышли книги митрополита Владимира о детском воспитании «Евангелие детства: Подарок детям» и «Пастырские беседы с детьми», в которых святитель обращался к теме воспитания. Взгляд митрополита Владимира на воспитание детей сформировался из чтения и изучения святых отцов, в первую очередь святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, которые часто приводили в пример древние образцы классического греческого воспитания. Нужно ли вообще воспитывать детей и в чем это воспитание должно заключаться? Указывая на божественное Откровение и опыт человеческой культуры, святитель Владимир отвечает на этот вопрос так: «Если дитя предоставить самому себе, то в нем станет развиваться не доброе, более слабое начало, но более сильное, злое – подобно тому, как и во внешней физической природе, коль скоро она предоставляется самой себе, произрастает не пшеница, а плевелы, терния и волчицы». астильба японская

Любимые образы воспитанника и воспитателя в беседах святителя – это сад и садовник. Почему и сложилась поговорка: «Гни дерево, пока оно гнется». И если кто посадил дерево, чтобы оно выросло прямым, то он должен на первых порах привязывать его и тщательно ухаживать за ним, давая правильное направление. Сердце и душа ребенка – это сад, а родители – садовники, поставленные от Бога, и сад сердца своих детей они должны с самого раннего возраста очищать от плевел и сорняков. В области желаний ребенка подавлять все дурное и приучать к добродетели.

Были и теперь есть воспитатели, которые в ребенке не хотят видеть ничего, кроме ростков добродетели. Но против них говорят ясные изречения Божественного Откровения, так что их можно обличить в недостаточно основательном познании человека. Кто внимательнее наблюдает за детьми, тот согласиться, что уже с ранних лет в детях обнаруживаются не только слабость и легкомыслие, но и беспорядочное желание удовольствий, склонность к тщеславию, зависти и другие плохие проявления, которые, как ростки пороков, очень быстро размножаются, если этому не будет постоянного и твердого противодействия.

Рассуждая о задачах воспитания, священномученник Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский, возглавляющий сонм так называемых Бутовских новомученников говорил: «Христианское воспитание ребенка должно начаться с самых первых дней рождения его, после святого крещения». А преподобномученник Кронид (Любимов), последний наместник Троице-Сергиевой лавры перед ее закрытием, в одной из своих проповедей сказал: «Дитя, не наученное вере в младенчестве, грубеет в неверии и часто таковым переходит и в вечность».

Знаменитый проповедник протоиерей Родион Путянин так говорит об осторожности в поведении взрослых по отношению к детям: «Вы, конечно, замечали, как младенцы бывают до всего любопытны; а это есть знак того, что они хотят узнать, значит, и могут понимать; об их памяти и говорить нечего: на ней, как на мягком воске, все отпечатывается. И в самом деле, когда дети начинают говорить, когда успевают запомнить столь различные наименования вещей? Конечно, в младенчестве. Когда успевают узнать те пороки, которые они обнаруживают, когда приходят в возраст? Опять в младенчестве».

Рассуждая о задачах воспитания, священномученик Серафим поучал, что разум есть слуга сердца, поэтому несправедливо и вредно при образовании развивать только рассудок, оставляя без внимания сердце. Наоборот, наибольшее внимание должно быть обращаемо на сердце, ибо в сердце – жизнь. А так как истинная жизнь сердца – Христос, то главная наша задача – верою вселить в сердце Самого Христа.

Итак, образование нужно начинать с ранних лет и сообразовывать с возрастом.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной выразительности речи в школе слабослышащих
Трудно не согласиться с мнением одного из педагогов современности, занимающегося обучением неслышащих детей И.С. Белик, «конечно же, музыка нужна любому человеку. Она развивает интонацию речи, слух, голос, темп, дыхание, память. Пластику движений, чувства, творческий потенциал. При том не только те ...

Управление воспитательной работой в университете
Система управления воспитательной работой в университете строится на основе принятой в нём системы управления функционированием и развитием СурГПУ и регламентируется соответствующими положениями о структурных подразделениях, должностными инструкциями и локальными актами. Общее руководство и координ ...

Психолингвистическая основа школьного многоязычия
Слово «полилингвизм» происходит от частички poli, что значит по-латыни «много», «множество», и слова lingua – «язык». Полилингвизм определяется, как способность владеть двумя или более языками. Полилингвист – человек, который может общаться как минимум на трех языках. Различают естественный (бытово ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru