Множество знаний делает воспитанника нетвердым и нерешительным, а беспрерывные упреки, исправления и насмешки препятствуют ему образовать собственный характер.
В 1912 году в Москве, а затем в 1915 году в Петрограде вышли книги митрополита Владимира о детском воспитании «Евангелие детства: Подарок детям» и «Пастырские беседы с детьми», в которых святитель обращался к теме воспитания. Взгляд митрополита Владимира на воспитание детей сформировался из чтения и изучения святых отцов, в первую очередь святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, которые часто приводили в пример древние образцы классического греческого воспитания. Нужно ли вообще воспитывать детей и в чем это воспитание должно заключаться? Указывая на божественное Откровение и опыт человеческой культуры, святитель Владимир отвечает на этот вопрос так: «Если дитя предоставить самому себе, то в нем станет развиваться не доброе, более слабое начало, но более сильное, злое – подобно тому, как и во внешней физической природе, коль скоро она предоставляется самой себе, произрастает не пшеница, а плевелы, терния и волчицы». астильба японская
Любимые образы воспитанника и воспитателя в беседах святителя – это сад и садовник. Почему и сложилась поговорка: «Гни дерево, пока оно гнется». И если кто посадил дерево, чтобы оно выросло прямым, то он должен на первых порах привязывать его и тщательно ухаживать за ним, давая правильное направление. Сердце и душа ребенка – это сад, а родители – садовники, поставленные от Бога, и сад сердца своих детей они должны с самого раннего возраста очищать от плевел и сорняков. В области желаний ребенка подавлять все дурное и приучать к добродетели.
Были и теперь есть воспитатели, которые в ребенке не хотят видеть ничего, кроме ростков добродетели. Но против них говорят ясные изречения Божественного Откровения, так что их можно обличить в недостаточно основательном познании человека. Кто внимательнее наблюдает за детьми, тот согласиться, что уже с ранних лет в детях обнаруживаются не только слабость и легкомыслие, но и беспорядочное желание удовольствий, склонность к тщеславию, зависти и другие плохие проявления, которые, как ростки пороков, очень быстро размножаются, если этому не будет постоянного и твердого противодействия.
Рассуждая о задачах воспитания, священномученник Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский, возглавляющий сонм так называемых Бутовских новомученников говорил: «Христианское воспитание ребенка должно начаться с самых первых дней рождения его, после святого крещения». А преподобномученник Кронид (Любимов), последний наместник Троице-Сергиевой лавры перед ее закрытием, в одной из своих проповедей сказал: «Дитя, не наученное вере в младенчестве, грубеет в неверии и часто таковым переходит и в вечность».
Знаменитый проповедник протоиерей Родион Путянин так говорит об осторожности в поведении взрослых по отношению к детям: «Вы, конечно, замечали, как младенцы бывают до всего любопытны; а это есть знак того, что они хотят узнать, значит, и могут понимать; об их памяти и говорить нечего: на ней, как на мягком воске, все отпечатывается. И в самом деле, когда дети начинают говорить, когда успевают запомнить столь различные наименования вещей? Конечно, в младенчестве. Когда успевают узнать те пороки, которые они обнаруживают, когда приходят в возраст? Опять в младенчестве».
Рассуждая о задачах воспитания, священномученик Серафим поучал, что разум есть слуга сердца, поэтому несправедливо и вредно при образовании развивать только рассудок, оставляя без внимания сердце. Наоборот, наибольшее внимание должно быть обращаемо на сердце, ибо в сердце – жизнь. А так как истинная жизнь сердца – Христос, то главная наша задача – верою вселить в сердце Самого Христа.
Итак, образование нужно начинать с ранних лет и сообразовывать с возрастом.
Материалы по педагогике:
Праздник в школьном музее русской культуры
Все больше в жизнь музея входят музейные праздники, являющиеся одной из перспективных форм работы с посетителями. Музейный праздник в школе рассматривается сегодня как гибкая и эффективная педагогическая система приобщения детей к сокровищам народной культуры. Школьный музей становится таким центро ...
Требования к уроку
· Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок ...
Основные факторы, влияющие на выбор инструментальной среды для разработки
компьютерных средств обучения
Для разработки компьютерных средств обучения используются различные программы, которые обычно называются инструментальными средами (ИС). Степень совершенства той или иной ИС определяется возможностями по вводу, редактированию, компоновке учебного материала, включая современные средства мультимедиа ...