Анализ качественных характеристик основных категорий эстетической воспитанности и оценка реальных возможностей педагогического коллектива в формированииэстетической воспитанности школьников позволили, используя исследования Е.И. Шулевой, выделить три основных уровня развития по каждому показателю: низкий, средний и высокий (см. табл. 2).
Табл. 2. Характеристика основных уровней эстетической воспитанности личности.
Уровни Показатели |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Эстетическая потребность |
Ребенок мало заинтересован в приобщении к эстетическим ценностям,усваивает эстетические ценности только под давлением родителей и педагогов, не проявляет интереса к художественной деятельности. |
В целом ребенок заинтересован в усвоении эстетических ценностей, однако ему требуется педагогическая помощь и руководство; стремиться к приобщению к эстетическим ценностям; проявляет интерес к художественной деятельности. |
Ребенок заинтересован в усвоении эстетических ценностей , активно проявляет себя в художественной деятельности, стремиться к созданию эстетических ценностей. Самостоятельно приобщается к эстетическим ценностям. |
Эстетическая ценность |
Не обладает сформированной системой эстетических ценностей. Не всегда способен отличать ценности от антиценностей. Часто прибегает к помощи окружающих. |
В целом обладает системой представлений об эстетической ценности.Не всегда самостоятелен и уверен в своих суждениях, прибегает к помощи педагога и авторитетных лиц ( педагогов, родителей товарищей). |
Обладает сформированной системой эстетических ценностей. Способен самостоятельно отличать ценности от антиценностей. |
Эстетический идеал |
Не имеет сформированного эстетического идеала. Не понимает эстетической ценности явлений деятельности и искусства. |
В целом имеет сформированный эстетический идеал, но не всегда понимает эстетическую ценность явлений деятельности и искусства. |
Имеет достаточно полно и чектко сформированный эстетический идеал. Видит, понимает и аргументированно объясняет значимость эстетической ценности явлений действительности и искусства. |
Эстетическая оценка |
Не способен дать эстетическую оценку эстетической ценности какого-либо объекта. |
В целом может дать оценку эстетической ценности какого-либо объекта, однако не всегда самостоятельно и осознанно. Иногда испытывает затруднение. |
Способен самостоятельно дать полную, развернутую аргументированную оценку эстетической ценности какого-либо объекта. |
Эстетическое суждение |
Не может высказать свое отношение к эстетической значимости предмета, оценить ее. |
Не всегда способен самостоятельно сформировать свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценивать ее.Прибегает к помощи педагога или авторитетных для него людей ( родителей, товарищей). |
Способен самостоятельно сформулировать и ясно выразить свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценить ее, доказывать и отстаивать свою позицию. |
Эстетическое чувство |
Обладает слабо развитой способностью эмоционально реагировать на эстетические объекты и явления.Слабо проявляет интерес к произведениям искусства. |
В целом достаточно эмоционально реагирует на эстетические объекты и явления.Не всегда способен самостоятельно воспринимать произведения искусства, чаще требуется предварительная подготовка под руководством педагога. |
Обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, готовностью к эмоциональному эстетическому переживанию. |
Эстетический вкус |
Не способен воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, различать прекрасное от безобразного в действительно и в искусстве. |
Не всегда способен воспринимать и оценивать эстетические объекты.Не всегда может отличить прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. |
Способен дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. |
Материалы по педагогике:
Детский музей как фактор формирования исторического мышления
Процессы, происходящие ныне в нашем обществе, сложны и неоднозначны. С одной стороны, это демократизация политической и общественной жизни, освободившая музеи от давления идеологии и прямого вмешательства органов управления в музейную практику. С другой стороны, рыночная экономика, диктующая свои з ...
Образование как общественная и государственная
ценность
Образование - это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время - это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному и ...
Организация и этапы опытно-экспериментальной работы
В исследовании принимали участие учащиеся двух 11-х классов МОУ СОШ № г. Кувандыка Оренбургской области, в количестве 37-ми человек, возрастной состав учащихся, в среднем, составил 16-17 лет. Учащиеся 11 «А» класса (в количестве 18-ти человек, из них 10 девочек и 8 мальчиков) являлись контрольной г ...