Анализ качественных характеристик основных категорий эстетической воспитанности и оценка реальных возможностей педагогического коллектива в формированииэстетической воспитанности школьников позволили, используя исследования Е.И. Шулевой, выделить три основных уровня развития по каждому показателю: низкий, средний и высокий (см. табл. 2).
Табл. 2. Характеристика основных уровней эстетической воспитанности личности.
|
Уровни Показатели |
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Эстетическая потребность |
Ребенок мало заинтересован в приобщении к эстетическим ценностям,усваивает эстетические ценности только под давлением родителей и педагогов, не проявляет интереса к художественной деятельности. |
В целом ребенок заинтересован в усвоении эстетических ценностей, однако ему требуется педагогическая помощь и руководство; стремиться к приобщению к эстетическим ценностям; проявляет интерес к художественной деятельности. |
Ребенок заинтересован в усвоении эстетических ценностей , активно проявляет себя в художественной деятельности, стремиться к созданию эстетических ценностей. Самостоятельно приобщается к эстетическим ценностям. |
|
Эстетическая ценность |
Не обладает сформированной системой эстетических ценностей. Не всегда способен отличать ценности от антиценностей. Часто прибегает к помощи окружающих. |
В целом обладает системой представлений об эстетической ценности.Не всегда самостоятелен и уверен в своих суждениях, прибегает к помощи педагога и авторитетных лиц ( педагогов, родителей товарищей). |
Обладает сформированной системой эстетических ценностей. Способен самостоятельно отличать ценности от антиценностей. |
|
Эстетический идеал |
Не имеет сформированного эстетического идеала. Не понимает эстетической ценности явлений деятельности и искусства. |
В целом имеет сформированный эстетический идеал, но не всегда понимает эстетическую ценность явлений деятельности и искусства. |
Имеет достаточно полно и чектко сформированный эстетический идеал. Видит, понимает и аргументированно объясняет значимость эстетической ценности явлений действительности и искусства. |
|
Эстетическая оценка |
Не способен дать эстетическую оценку эстетической ценности какого-либо объекта. |
В целом может дать оценку эстетической ценности какого-либо объекта, однако не всегда самостоятельно и осознанно. Иногда испытывает затруднение. |
Способен самостоятельно дать полную, развернутую аргументированную оценку эстетической ценности какого-либо объекта. |
|
Эстетическое суждение |
Не может высказать свое отношение к эстетической значимости предмета, оценить ее. |
Не всегда способен самостоятельно сформировать свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценивать ее.Прибегает к помощи педагога или авторитетных для него людей ( родителей, товарищей). |
Способен самостоятельно сформулировать и ясно выразить свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценить ее, доказывать и отстаивать свою позицию. |
|
Эстетическое чувство |
Обладает слабо развитой способностью эмоционально реагировать на эстетические объекты и явления.Слабо проявляет интерес к произведениям искусства. |
В целом достаточно эмоционально реагирует на эстетические объекты и явления.Не всегда способен самостоятельно воспринимать произведения искусства, чаще требуется предварительная подготовка под руководством педагога. |
Обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, готовностью к эмоциональному эстетическому переживанию. |
|
Эстетический вкус |
Не способен воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, различать прекрасное от безобразного в действительно и в искусстве. |
Не всегда способен воспринимать и оценивать эстетические объекты.Не всегда может отличить прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. |
Способен дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. |
Материалы по педагогике:
Функции и основные направления деятельности детских учреждений культуры
Понятие «социально-культурный институт» в самом широком смысле относится к любому из государственных, образований (центров, комплексов, одно- или многопрофильных организаций, учреждений и т. п.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временно ...
Инструменты Европейского пространства высшего образования
Система накопления и перевода кредитов. В Болонской декларации система кредитов рассматривалась как необходимый инструмент развития академической мобильности. О том, насколько актуален этот вопрос для Европы, свидетельствует тот факт, что первый официальный болонский семинар, состоявшийся в ноябре ...
Пути формирования мотивации
Мотивацию как верный путь достижения успеха западные психологи изучают тщательнее других проблем. Знаток искусства общения с людьми Дейл Карнеги утверждает: на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать – заставить человека захотеть это сделать. Для того, чтобы учащийся по-настояще ...