Ранее наглядность в обучении иностранным языкам носила почти исключительно предметный характер, например, вводя новое слово, показывали обозначаемый им предмет или его изображение. Затем стали наглядно иллюстрировать грамматическую структуру языка, например, предъявляли учащимся выполненные в разных красках схематические изображения падежей или синтаксической структуры какого-либо предложения.
При этом применялась и своеобразно театрализованная наглядность. Касаемо языковой наглядности можно определить ее, таким образом, это специально обработанная подача устной или письменной речи, в результате которой через чувственно-наглядную выразительность речи начинали просвечивать те законы языка, по которым данная речь построена.
В языковую наглядность входят всевозможные виды показа устной и письменной речи в исполнении мастеров художественного слова и преподавателя, которого нужно этому учить. Но, видимо, настало время говорить ещё об одном виде наглядности при обучении иностранным языкам – о ситуативно-модельной наглядности, то есть о наглядности речевых поступков. Такая необходимость возникла под влиянием разрабатываемой коммуникативной теории речи и выявившейся за последнее время необходимости обучать практическому пользованию иностранным языком в моделях устного и письменного обучения. Под наглядностью речевых поступков мы имеем в виду такую репрезентацию течения повседневной жизни на изучаемом языке, которая приводила бы к конкретизации правил языка в актах вербальной коммуникации, и тем самым способствовала бы не только изучению речи на изучаемом языке, но и усвоению системы его правил.
Как известно, отцом современного понимания и применения наглядности в обучении был великий гуманист нового времен Я.А. Коменский (1592-1670). Важно, что Я.А. Коменский был на уровне современных ему знаний, находился под влиянием Ф. Бэкона (1561-1626) и имел прогрессивные идеи, был демократом в лучшем смысле этого слова. Я.А. Коменский полагал, что в познании первичны вещи. Они не зависимы от разума, а разум определяется ими, в противном случае он становится пустым, обреченным лишь на формально логическое развитие, как это и было во времена средневековой схоластики. Однако вещи можно понять, только освещая их лучами творческих усилий познающего разума. Поэтому, обучая учеников, нужно широко использовать наглядность, но, показывая обучаемым вещи и их изображения, необходимо учить обучаемых видеть в них то, ради чего они показываются. Поэтому наглядное обучение должно придерживаться строгих правил:
- раскрывать сущность показываемого предмета систематически и по частям, чтобы новое основывалось на известном;
- переходить к новому только тогда, когда усвоено предыдущее;
- сначала обозревать предмет в его целом, а затем переходить к анализу его частей;
- всякий показ сопровождать объяснением, чтобы помочь учащимся правильно увидеть и понять предмет;
- следует пользоваться не только предметной, но и изобразительной наглядностью.
Следуя за Ф. Бэконом, Я.А. Коменский считал истоком познания чув-ственные впечатления, полагая, что ничего не существует в сознании, чего раньше не было в ощущении. Однако знание лишь начинается с чувственного восприятия, с помощью воображения переходит в память, затем, через обобщение единичного, образуется понятие общего, и, наконец, для уточнения знаний о вещах, достаточно понятных, составляется суждение.
Таким образом, в момент своего зарождения наглядное обучение основывалось на материалистических тенденциях философии, и не было противопоставлено развитию творческого мышления а, наоборот, рассматривалось как его основа.
Материалы по педагогике:
Аутентичный видеофильм
Как уже было замечено выше, владение СЛК в устном общении предполагает овладение коммуникантом не только языковыми, но и неязыковыми средствами общения, а также способность выбирать и использовать их в соотнесении с конкретной коммуникативной ситуацией и социокультурными нормами стран изучаемого яз ...
Образование как общественная и государственная
ценность
Образование - это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время - это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному и ...
Роль церкви в воспитании молодежи
Многие затрагивая подобную проблему говорят о том что когда-то раньше было лучше, потому - что люди были добрее, воспитаннее и духовно богаче. Если придерживаться этой точки зрения, то можно сказать, что чем дальше человечество уходит от Бога к цивилизации, тем скуднее становится его душа и разврат ...