BriefEducation
Образование: теория и практика » Методика комплексного использования средств наглядности в формировании речевых навыков и умений аудирования » Виды, средства и функции наглядности, возможности ее применения в обучении иностранному языку

Виды, средства и функции наглядности, возможности ее применения в обучении иностранному языку

Страница 5

Человек от рождения не владеет языком (или на языке физиолога, он не имеет второй сигнальной системы). Чтобы эта вторая сигнальная система развивалась, и человек овладел речью, необходимы два условия:

- нужно, чтобы он познавал окружающую его действительность;

- нужно, чтобы при познании человеком реальной действительности кто-то все время ему помогал соотносить первые сигналы, приуроченные к этой действительности, со вторыми сигналами, то есть речью на определенном языке.

Если эти условия нарушить, то дети, став взрослыми, языком не овладеют. Из литературы нам известны следующие факты, когда дети по каким-то чрезвычайным обстоятельствам долгое время жили со зверями, они познавали окружающую их реальную действительность, но они не обнаруживали даже попыток связать первые сигналы со вторыми, то есть языком их родителей.

В обычных нормальных условиях человек при познании окружающей его реальной действительности не может долгое время жить, пользуясь первой сигнальной системой, ибо окружающие его все время соотносят эти первые сигналы со вторыми. Однако в первые месяцы своей жизни человек не различает вторых сигналов, и значимые для взрослых слова он воспринимает как комплексы звуков (звуковые сигналы), соотнесенные с действием взрослых. Но так как условия для развития второй сигнальной системы ребенка все время поддерживаются, то переданные ему по наследству речевые механизмы постепенно начинают функционировать. У детей дошкольного возраста речь в основном связана с образно-конкретным мышлением, что означает, что дети усваивают вначале только те вторые сигналы и только в том значении, которые были связаны с познавательной личной деятельностью ребенка.

При поступлении ученика в школу он сталкивается с большим объемом информации об окружающей его реальной действительности. Причем в большом числе случаев эту реальную действительность сам ученик не воспринимает через органы чувств. Вот почему с поступлением в школу отношения человека с реальной действительностью из первосигнальных переходят в основном во второсигнальные. В связи с этим он очень быстро накапливает языковой материал. А при неправильной методике обучения у него происходит разрыв между значениями первых и вторых сигналов (между реальной действительностью и словами, ее обозначающими). Но так как речевая деятельность ученика все время контролируется одновременно речевой практикой окружающих его людей и его практической деятельностью, то большого разрыва между значениями первых и вторых сигналов у него не происходит. Таким образом, речь ученика на материале родного языка развивается в связи с необходимостью для него познать окружающую его реальную действительность и выразить свое отношение к ней с тем, чтобы другие могли его понимать. В этом случае применение предметной или картинной наглядности для развития речи ученика просто необходимо, ибо она в какой-то степени возмещает ему нехватку предметов реальной действительности, которые он познает, и которые он учится сопоставлять со словами.

При овладении иностранным языком рассмотренные нами условия развития речи нарушаются. Во-первых, дети почти не познают окружающую их реальную действительность, а всего лишь овладевают новым способом выражения своего отношения к уже хорошо известной им реальной действительности. Во-вторых, соотносить первые сигналы, приуроченные к реальной действительности, со вторыми сигналами, то есть речь на иностранном языке, им помогает всего лишь один учитель, да и то очень незначительное время. Формируемая речь детей на материале иностранного языка не контролируется ни речевой практикой окружающих его взрослых, ни его практической деятельностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Участники Болонского процесса
Болонская декларация не ставила условий для присоединения к процессу, но зато подтверждала приверженность принципам Сорбонской декларации, что закрепляло право на участие в процессе любых европейских стран. Для вступления в Болонский клуб стране-претенденту было достаточно сделать соответствующее з ...

Развитие транспортной информационной инфраструктуры
Развитие транспортной информационной инфраструктуры, обеспечивающее телекоммуникационную связанность образовательных учреждений различного уровня на основе применения уже привычных для многих людей средств информационных и телекоммуникационных технологий. В результате появляется реальная возможност ...

Сибирь
Наконец, после двухмесячной стоянки в Казахстане, получили направление дальнейшего следования. В трудовой книжке прадедушки такая запись: "Согласно распоряжению Наркомрыбпрома СССР откомандирован в распоряжение Новосибирского Госрыбтреста, рыбпромысел г. Колпашево". В то время в Колпашево ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru