BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Финансирование по уровням образования

Финансирование по уровням образования

Страница 1

Финансовое состояние начальной школы считается вполне благополучным. Во-первых, система финансирования на этом уровне образования давно отлажена. Во-вторых, начальная школа является не столь капиталоемким сектором, как средняя и тем более высшая школа – крупные расходы (в 2002 г. – 29,7 млрд. евро (в ценах 2003 г.), 26,9 % всех расходов на образование) объясняются ее всеохватным характером и продолжительностью обучения (8-9 лет). В-третьих, численность учащихся начальных школ перестала расти еще на рубеже 60-70-х гг., а в последние десятилетия она значительно сократилась (2002/03 уч. гг. в сравнении с 1990/91 уч. гг. - минус 424,2 тыс. учащихся), что связано с падением рождаемости. В то же время расходы на эту ступень образования неуклонно растут: за период 1990-2002 гг. они выросли на 31 % (в постоянных ценах).

Также неуклонно растут показатели расходов в расчете на одного учащегося. В 1990 г. они составляли немногим более 3 260 евро, а в 2002 г. он достиг отметки 4 500 евро. Затраты в расчете на одного учащихся материнских школ и начальных школ различались в пользу последних в начале периода, затем «вилка» средних расходов сокращалась, а с 1997 г. два показателя практически уравнялись. Особое внимание уделяется специализированным начальным школам, где обучаются дети с физическими и психическими недостатками, а также дети эмигрантов из нефранкоязычных стран – расходы на них сопоставимы с расходами на студентов высших школ (2003 г. – 10 150 евро на учащегося).

Однако за благополучными тенденциями скрывается отставание в расходах в расчете на одного учащегося от развитых европейских стран. Позади Франции находятся только Испания, Германия и Великобритания.

Финансирование средней школы является самой крупной статьей расходов французского общества на образования. И это неудивительно: она, как и начальная, является всеохватной, обучение в ней длится семь лет, здесь требуются более серьезные финансовые вливания, нежели в начальной школе, что связано с более диверсифицированными программами обучения, начинающейся специализацией в общих и технологических лицеях и полноценной профессиональной подготовкой в профессиональных лицеях и центрах ученичества. Здесь работают преподаватели более высокого уровня, что предполагает и более высокие зарплаты. Наконец, в средней школе больше технического, обслуживающего, рабочего персонала (TOS), так как они значительно превосходят по размерам начальные школы.

Доля средней школы в структуре национальных расходов на образование за последние 20 лет остается стабильной (45,2 % – в 1990 г., 45,3 % – в 2002 г.), что связано с неизменностью доли учащихся (37,5 – 38,5 %) этой ступени образования в общем числе учащихся системы образования Франции.

Динамика роста расходов в расчете на одного учащегося, в целом, совпадает с общей динамикой роста расходов на среднюю школу. В 2002 г. средние затраты на учащегося составили 8 240 евро (8 110 $ в ценах 2001 г.). Это значительно больше, чем в среднем по странам ОЭСР (6 510 $). Однако этот показатель различен для разных типов средних учебных заведений: так, на одного учащегося колледжа приходилось в 2003 г. 7 150 евро, центра ученичества – 6 120, общего и технологического лицея – 9 750, профессионального лицея – 10 130.

Общенациональные расходы на высшую школу равнялись в 2002 г. 18,8 млрд. евро, что составляет 16,9 % всех расходов на образование и 1,2 % ВВП. Динамика их роста впечатляет: за период 1990 – 2002 гг. расходы выросли на 36,5 %. Однако этот рост в значительной мере компенсировался притоком числа студентов, который пришелся на 90-е годы (28,6 %). В данной связи более объективным показателем являются средние расходы на одного студента. Их рост за тот же период составил около 19 % (в ценах 2003 г. – 7 250 евро в 1990 г. и 8 620 евро в 2002 г.).

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Логомиры
Программная среда Лого (ЛогоМиры) была разработана и реализована под руководством американского психолога С. Пейперта в 1989 г. в Масса-чусетском технологическом институте. Она была создана не просто как формализованный язык программирования, а как среда, в которой дети могли бы научиться естествен ...

Рисование «Знакомство с дымковскими игрушками
Рисование узоров» (Вариант «Красивая игрушка» - рисование по замыслу») Как мы уже писали выше, не зная истоков народного промысла своего народа трудно заложить в детей любовь к национальной культуре. Программное содержание Познакомить детей с народными дымковскими игрушками. Вызвать радость от расс ...

Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной выразительности речи в школе слабослышащих
Трудно не согласиться с мнением одного из педагогов современности, занимающегося обучением неслышащих детей И.С. Белик, «конечно же, музыка нужна любому человеку. Она развивает интонацию речи, слух, голос, темп, дыхание, память. Пластику движений, чувства, творческий потенциал. При том не только те ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru