Что касается частных вузов, то они, как уже было сказано, разделяются на те, которые получают финансовую поддержку государства (причем достаточно значительную (доля государства составила в 2003 г. 30,9 %)), и те, которые существуют на средства студентов (83,6 %) и предприятий (15 %).
Образовательная система Франции – динамично развивающаяся общественная структура, объединяющая развернутую сеть образовательных учреждений и вовлекающая более четверти населения страны. Высшая школа представляет собой важнейшую подсистему этой разветвленной структуры. Студенты высшей школы являются наиболее перспективной в социальном отношении частью молодежи, а также теми интеллектуальными силами, которые будут определять динамику и характер общественного развития в условиях постиндустриального общества.
Система образования, как и любой другой социальный институт, находится в процессе постоянного обновления. Современное общество требует от нее повышенной гибкости, которая должна позволять каждому члену общества раскрыть свой социальный потенциал. Ответом системы стала ее чрезвычайная диверсификация – каждый год или два учащийся переходит в новый цикл или на новую ступень обучения. В то же время, различные ступени и циклы связаны между собой множеством нитей. Верхние ступени системы образования не являются исключением: во Франции существует тесная связь последней ступени средней школы (лицеем) с высшей школой. Она выражается в следующем:
– ориентация учащихся начинается уже в лицее, что во многом предопределяет выбор выпускниками лицеев направлений обучения в высшей школе;
– диплом бакалавра является, с одной стороны, документом о полном среднем образовании, с другой стороны, документом, дающим право доступа в высшие учебные заведения;
– некоторые образовательные учреждения, а именно, CPGE и STS, принадлежат к числу послесредних образовательных учреждений и в то же время функционируют на базе средней школы, фактически являясь промежуточным звеном между двумя ступенями образования.
Такая связь обеспечивает преемственность обучения при переходе из лицея в вуз, что позволяет продолжить обучение в высшей школе почти 90 % обладателей диплома бакалавра.
В результате проведения анализа состояния системы высшего образования Франции накануне реформ в рамках Болонского процесса удалось выявить следующие основные характеристики объекта исследования:
– Автономность. Государственные вузы являются учреждениями, обладающими педагогической, научной, административной и финансовой автономией. Автономия вузов ограничивается обязательствами по выполнению контрактов, заключаемых между государством и вузом. Степень автономии частных учебных заведений определяется создавшими их субъектами.
– Значительная роль государства, имеющая два аспекта:
– Только государство может наделять вузы правом на выдачу национальных дипломов и присуждение национальных степеней;
– Государство является основным субъектом финансирования государственных вузов. Последние составляют львиную долю всех высших учебных заведений страны. В них обучается около 86 % всех студентов Франции. Большая часть частных вузов, представленных, главным образом, STS, CPGE и католическими университетами – т.е. учреждениями, занимающими особое место в системе высшего образования, – также финансируются государством.
– Дуализм. Высшие учебные заведения Франции достаточно четко структурируются на те, которые принадлежат к университетскому сектору и те, которые принадлежат к неуниверситетскому сектору. Исключение составляют инженерные школы, которые существуют как в том, так и в другом секторе. Дуализм выражается в следующих моментах:
– отсутствие общей системы организации циклов;
– преимущественная открытость университетов (имеется ввиду отсутствие дополнительных механизмов отбора в вузы для обладателей диплома бакалавра) и преимущественная закрытость неуниверситетского сектора, а также школ и институтов университетского сектора. При этом отбор в университетах происходит уже в процессе обучения.
Материалы по педагогике:
Создание системы воспитательной работы с учащейся молодежью
В лицее накоплен богатый опыт по воспитанию студентов и учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности. Однако в современных условиях требования, предъявляемые к выпускникам, претерпевают значительные изменения. Кроме высокого профессионального уровня, выпускнику лицея необходимо обладать мн ...
Специфические задачи учебно-тренировочных занятий с детьми 13-15 лет
Результаты педагогического процесса в физическом воспитании и спорте находятся в прямой зависимости от качества учебно-воспитательной работы, осуществляемых на уроках и учебно-тренировочных занятиях. Задачи учебно-тренировочных занятий и уроков физкультуры по волейболу вытекают из основных положени ...
Формирование зрительно-моторной координации при подготовке к обучению письму дошкольников с общим недоразвитием речи
Обострение российско-грузинских отношений, инспирированное режимом М. Саакашвили, с неизбежностью актуализировало проблему самопровозглашённых и всё ещё непризнанных государств на территории бывшей Грузинской Советской Социалистической Республики – Республики Южная Осетия и Республики Абхазия. Логи ...