BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Финансирование по уровням образования

Финансирование по уровням образования

Страница 3

Что касается частных вузов, то они, как уже было сказано, разделяются на те, которые получают финансовую поддержку государства (причем достаточно значительную (доля государства составила в 2003 г. 30,9 %)), и те, которые существуют на средства студентов (83,6 %) и предприятий (15 %).

Образовательная система Франции – динамично развивающаяся общественная структура, объединяющая развернутую сеть образовательных учреждений и вовлекающая более четверти населения страны. Высшая школа представляет собой важнейшую подсистему этой разветвленной структуры. Студенты высшей школы являются наиболее перспективной в социальном отношении частью молодежи, а также теми интеллектуальными силами, которые будут определять динамику и характер общественного развития в условиях постиндустриального общества.

Система образования, как и любой другой социальный институт, находится в процессе постоянного обновления. Современное общество требует от нее повышенной гибкости, которая должна позволять каждому члену общества раскрыть свой социальный потенциал. Ответом системы стала ее чрезвычайная диверсификация – каждый год или два учащийся переходит в новый цикл или на новую ступень обучения. В то же время, различные ступени и циклы связаны между собой множеством нитей. Верхние ступени системы образования не являются исключением: во Франции существует тесная связь последней ступени средней школы (лицеем) с высшей школой. Она выражается в следующем:

– ориентация учащихся начинается уже в лицее, что во многом предопределяет выбор выпускниками лицеев направлений обучения в высшей школе;

– диплом бакалавра является, с одной стороны, документом о полном среднем образовании, с другой стороны, документом, дающим право доступа в высшие учебные заведения;

– некоторые образовательные учреждения, а именно, CPGE и STS, принадлежат к числу послесредних образовательных учреждений и в то же время функционируют на базе средней школы, фактически являясь промежуточным звеном между двумя ступенями образования.

Такая связь обеспечивает преемственность обучения при переходе из лицея в вуз, что позволяет продолжить обучение в высшей школе почти 90 % обладателей диплома бакалавра.

В результате проведения анализа состояния системы высшего образования Франции накануне реформ в рамках Болонского процесса удалось выявить следующие основные характеристики объекта исследования:

– Автономность. Государственные вузы являются учреждениями, обладающими педагогической, научной, административной и финансовой автономией. Автономия вузов ограничивается обязательствами по выполнению контрактов, заключаемых между государством и вузом. Степень автономии частных учебных заведений определяется создавшими их субъектами.

– Значительная роль государства, имеющая два аспекта:

– Только государство может наделять вузы правом на выдачу национальных дипломов и присуждение национальных степеней;

– Государство является основным субъектом финансирования государственных вузов. Последние составляют львиную долю всех высших учебных заведений страны. В них обучается около 86 % всех студентов Франции. Большая часть частных вузов, представленных, главным образом, STS, CPGE и католическими университетами – т.е. учреждениями, занимающими особое место в системе высшего образования, – также финансируются государством.

– Дуализм. Высшие учебные заведения Франции достаточно четко структурируются на те, которые принадлежат к университетскому сектору и те, которые принадлежат к неуниверситетскому сектору. Исключение составляют инженерные школы, которые существуют как в том, так и в другом секторе. Дуализм выражается в следующих моментах:

– отсутствие общей системы организации циклов;

– преимущественная открытость университетов (имеется ввиду отсутствие дополнительных механизмов отбора в вузы для обладателей диплома бакалавра) и преимущественная закрытость неуниверситетского сектора, а также школ и институтов университетского сектора. При этом отбор в университетах происходит уже в процессе обучения.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Характеристика личности старшеклассника
Можно ли портрет старшеклассника свести к какому-то общему знаменателю, своего рода групповому портрету? И да, и нет. Потому что, хотя все старшеклассники сталкиваются с одними и теми же проблемами, взрослеют они по-разному. Прежде всего действует закон неравномерности созревания и развития. Эта не ...

Экспедиционная работа как источник сбора информации для школьных музеев русской культуры
В школьных музеях ведется систематическая работа по знакомству и приобщению учащихся к истокам нашей культуры, традициям и обычаям русского народа, осваиваются народные художественные ремесла, создаются условия для научного поиска. Таким условием являются образовательные историко-этнографические эк ...

Создание системы воспитательной работы с учащейся молодежью
В лицее накоплен богатый опыт по воспитанию студентов и учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности. Однако в современных условиях требования, предъявляемые к выпускникам, претерпевают значительные изменения. Кроме высокого профессионального уровня, выпускнику лицея необходимо обладать мн ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru