BriefEducation
Образование: теория и практика » Роль музейной педагогики в возрождении русской народной культуры в школьных музеях г. Кемерово » Экскурсия как форма приобщения учащихся к русской культуре

Экскурсия как форма приобщения учащихся к русской культуре

Школьный музей не относится к той категории мест, посещение которого обязательно для человека. Следовательно, задача музея – привлечь внимание учащихся, заинтересовать их. Что требует разработки постоянно новых экскурсий, специфических форм работы с аудиторией . Экскурсии должны быть яркими, интересными, должны побуждать учащихся к посещению музея.

Как правило, экскурсии в школьных музеях русской культуры очень разнообразны: проводятся как обзорные (по всему музею), так и тематические, повествующие о отдельных экспозициях: русская национальная одежда, кухонная утварь, промысловое и охотничье снаряжение и т.д.

Во многих школьных музеях (школа №48, 55, 37…) существует четкое деление экскурсий по возрастным категориям: для 1-5, 6-8 и 9-11 классов. Некоторые школьные музеи готовят специальные экскурсии и для детей дошкольного возраста. Такие экскурсии проводятся, чаще всего, в виде театрализованного представления по мотивам русских народных сказок. Готовится экскурсия несколько месяцев: подбираются костюмы, пишется сценарий, разучиваются слова. Во время экскурсии посетителям разрешается трогать различные предметы: можно попробовать прясть на старинной прялке, полежать на полатях и т.д. Ведущие не пересказывают содержание сказок, они знакомят детей с тем, как жили раньше, со старинными обычаями. Проведение экскурсии сопровождается подвижными играми, всевозможными конкурсами и викторинами, такими как: разгадывание тематического кроссворда, исполнение отрывков русских народных песен, обыгрывание сюжета сказки вместе с ведущими (исполнителями главных ролей) и т.д. Окончанием экскурсии является обсуждение с детьми основных вопросов, связанных с проблемами противостояния добра и зла, любви и ненависти, верности и предательства. Такая экскурсия является для детей «мини праздником», она способствует приобщению детей к культурным традициям, развивает эмоционально-познавательную сферу, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу и чувство коллективизма. Как правило, после неё организовывается совместное чаепитие, что ещё больше сближает её участников.

Особенностью школьных музеев является то, что в них экскурсионной деятельностью занимаются школьники (причём разных возрастов), а не музейные специалисты – экскурсоводы, как в традиционных. На базе музея проводятся специальные занятия для будущих экскурсоводов. Педагоги заинтересованы в преемственности детских музейных кадров, так как ведение экскурсии помогает в выработке таких качеств как коммуникабельность, мобильность, ответственность и др.

Такая работа, как ведение экскурсий является одной из самых интересных и привлекательных для учащихся, ребята занимаются ей с огромным удовольствием. Они сами подбирают материал, разрабатывают нужную тему, предлагают новые формы проведения экскурсии.

Часто экскурсии сопровождаются фильмами, просмотр которых осуществляется там же – в музее. Экскурсия помогает в изложении учебного материала, лучшем освещении тем уроков, закреплении полученных знаний. На экскурсиях дети знакомятся с традициями народной культуры, бытом русского народа.

Материалы по педагогике:

Характеристика детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные и ...

Психологические аспекты формирования образа
Формирование образа человека в настоящее время требует обращения к вопросу о том, что же понимается под образом. Обращаясь к определению понятия образа, необходимо определить, что понимается под образом. А.В. Петровский определяет образ как субъективную картину мира или его фрагментов, включающую с ...

Коммуникативная компетенция как основная цель обучения английскому языку как второму иностранному
Обучение второму иностранному языку имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения вторым иностранным языком считается приобщение к иной культ ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru