BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Болонский процесс: сущность и содержание

Болонский процесс: сущность и содержание

Страница 1

25 мая 1998 г. с подписанием «Совместной декларации о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» на праздновании 800-летия Университета Сорбонныначался новый этап европейского интеграционного строительства в сфере высшего образования. Впервые за всю историю европейской интеграции речь шла о единонаправленном реформировании национальных систем высшего образования, на что указывал уже заголовок документа, говоривший о «гармонизации архитектуры». Честолюбивой целью этих реформ было создание открытого пространства европейского высшего образования (EHEA), которое несло бы «богатство позитивных перспектив». Среди последних – устранение барьеров, препятствующих свободному перемещению граждан, связанное с этим улучшение возможностей трудоустройства и академического признания, постоянное улучшение и обновление образования для своих граждан, в конечном счете, укрепление позиций Европы в мире (причем под Европой подразумевались все страны, находящиеся на европейском континенте). В явном виде была сформулирована одна реформаторская задача: создание системы, основанной на достепенном и послестепенном циклах. Другие задачи были сформулированы в виде предложений: использование семестров и кредитов (как в схеме ECTS), развитие академической мобильности, развитие образования в течение всей жизни.

Декларация вызвала неоднозначную реакцию как у академической среды, так и министров образования других государств и Еврокомиссии, что было вызвано четырьмя обстоятельствами. Во-первых, декларация была принята только министрами образования Великобритании, Германии, Франции и Италии, хотя в работе Сорбонского семинара принимали участие представители правительственных и академических кругов многих европейских стран. Взятые ими обязательства касались проведения преобразований только в их собственных странах, однако в последнем абзаце сфера действия декларации была расширена. Во-вторых, декларация говорила о гармонизации национальных систем образования, что представлялось почти невероятным, так как последние считались в Европе символом культурной идентичности. В-третьих, декларация употребляла слово «гармонизация», что вызвало шквал критики. Дело в том, что Маастрихтский договор говорил об «исключении гармонизации», подразумевая невозможность стандартизации правовой базы в некоторых областях. В связи с этим, гармонизация была интерпретирована как стандартизация, причем не только архитектуры образования, но и содержания, программ и методов обучения (несмотря на то, что текст декларации не давал ни малейшего повода для подобного беспокойства). В-четвертых, декларация объединилась в умах многих аналитиков с национальным докладом Ж.Аттали французскому правительству «К европейской модели высшего образования», который предлагал введение строгой системы степеней «3-5-8». Часть академической общественности решила, что эти документы дополняют друг друга, и что доклад Аттали является «расшифровкой» Сорбонской декларации, что в принципе неверно.

Несмотря на прозвучавшую критику, в целом, декларация была расценена как перспективное начинание, что позволило перейти к более широкой постановке вопроса. По приглашению итальянского министра образования через год состоялась встреча в Болонье. Основной темой дискуссии стала Сорбонская декларация и исследование, проведенное Конфедерацией Конференций ректоров ЕС и Конференцией ректоров европейских университетов «Тенденции в учебных структурах высшего образования», выводы которого свидетельствовали о наличии заметных расхождений в структурах европейских программ и степеней. Результатом встречи стало принятие 19 июня 1999 г. совместной декларации «Пространство европейского высшего образования» (Болонской декларации), под которой поставили подписи 29 министров образования европейских стран.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Инструменты Европейского пространства высшего образования
Система накопления и перевода кредитов. В Болонской декларации система кредитов рассматривалась как необходимый инструмент развития академической мобильности. О том, насколько актуален этот вопрос для Европы, свидетельствует тот факт, что первый официальный болонский семинар, состоявшийся в ноябре ...

Метод круговой тренировки на занятиях с детьми младшего школьного возраста
Дети младшего школьного возраста обладают слабым качеством – быстрота, обладают низкими показателями мышечной силы. Дети этого возраста более расположены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям. В этом возрасте широкое применение находят прыжковые упражнения. Например, прыжки через препятст ...

Иркутский Государственный Университет Путей Cообщения
Рождение ИрГУПСа можно отнести к 1932 году, когда в стране открывается большая группа вузов и среди них: Восточно-Сибирский институт инженеров транспорта с подготовкой по двум специальностям: путейцы и паровозники. Располагался институт на станции Иннокентьевская (ныне Иркутск-Сортировочный). Молод ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru