BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Процесс глобализации сферы высшего образования

Процесс глобализации сферы высшего образования

Страница 1

Глобализация сферы высшего образования стала дополнительным фактором усиления европейской интеграции. На значимость этого процесса указывает Болонская декларация, где говорится о «противостоянии вызовам нового тысячелетия» и об увеличении международной конкурентоспособности европейского образования (что определено как цель). Обратим внимание на то, что термин «конкурентоспособность» (competitiveness) обычно применяется для характеристики субъектов рынка. Действительно, в 1990-е годы интенсивно развивался глобальный рынок высшего образования, что выразилось в росте трансграничных потоков образовательных услуг, предоставляемых как традиционным сектором высшего образования, так и альтернативными провайдерами образования (в т.ч. виртуальными и корпоративными университетами), и увеличении числа иностранных студентов. Если в 1995 г. объем этого рынка оценивался экспертами ВТО в 27 млрд. долларов, то в начале XXI века они говорили уже о 50-60 млрд. долл. Для сравнения, в 1999 г. расходы на высшую школу Франции составили 17,4 млрд. евро (в ценах 1999 г.). Вообще, мировые расходы на образование в 2000 г. ЮНЕСКО оценивались в 2 000 млрд. долл. Другой показатель – рост числа иностранных студентов. По данным ЮНЕСКО уровень международной мобильности вырос с 1980 г. на 300 %. Однако стоит учесть, что высокие темпы роста мобильности сопровождались высокими темпами роста высшей школы. Более показательной в этом смысле могла бы быть динамика доли мобильных студентов по отношению ко всем студентам, однако точная статистика начала вестись только с 1998 г. В 1993 г., по оценке ЮНЕСКО, в мире училось 1,22 млн. иностранных студентов. В 2000 г., когда число студентов в мире достигло 84,26 млн. человек, количество иностранных студентов было около 1,62 млн. человек (1,92 %), т.е., несмотря на высокую динамику роста, среднемировые показатели студенческой мобильности остаются относительно небольшими.

Мировые студенческие потоки, в целом, имеют однонаправленный характер и сориентированы с «Юга» на «Север». США, Великобритания, Австралия, Германия и Франция принимают более 70 % всех иностранных студентов. При этом первые три страны реализуют стратегию, направленную на получение дохода, две последние – на привлечение квалифицированной рабочей силы. Бесспорное лидерство по приему иностранцев имеют США (около 30 %), половина мобильных студентов учится в Европе. Основными «поставщиками» иностранных студентов являются Азия (45% в 2002 г.) и Африка (30 %). Роль лидеров здесь занимают Китай, Корея, Индия и Япония, откуда уезжает учиться 25 % общего числа иностранных студентов. Интересно, что вслед за ними идут (если не считать Марокко) Германия, Франция и Греция, причем 32 % мобильных студентов из этих стран направляется в Великобританию, 15 % - в США. Подобная неравномерность студенческих потоков и тенденции к ее усилению дали повод говорить о складывании нового колониализма в высшем образовании. Действительно, среднемировые 2 % студенческой мобильности превращаются для некоторых развивающихся стран в миллионы долларов экономического ущерба, связанного с «утечкой мозгов» и капиталов. Ф.Г. Альтбах, в частности, указывает, что только те деньги, которые тратятся за границей студентами из некоторых развивающихся стран, превышают сумму поступающей туда иностранной помощи.

Глобальный рынок высшего образования как и всякий другой рынок стремится развиваться по соответствующим законам экономики, что находит выражение в представлении о знании как о товаре, а о процессе обучения как об услуге предпринимателя-университета клиенту-студенту. Круг субъектов глобального рынка высшего образования достаточно широк: транснациональные корпорации, разрабатывающие корпоративные образовательные программы и создающие корпоративные университеты; правительства, реализующие стратегии привлечения иностранных студентов; вузы, обучающие иностранцев и распространяющие дистанционные образовательные программы, организующие за рубежом свои филиалы и продающие другим вузам образовательные программы, методики и право пользования своим именем; консалтинговые и другие коммерческие компании, предлагающие программы дополнительного образования и др. Но если «традиционные силы» высшего образования в лице университетов (главным образом, государственных) за счет продажи образовательных услуг пытаются диверсифицировать источники финансирования, то такие влиятельные организации, как Всемирный Банк, ВТО, ОЭСР, ЮНЕСКО видят в образовании «многообещающий рынок» и стремятся вовлечь в этот рынок все национальные системы образования. Нужно сказать, темпы роста этого рынка различаются от сегмента к сегменту. Наиболее впечатляющую динамику показывает сектор корпоративного образования: если в 1980-х годах существовало несколько корпоративных университетов, в 1992 г. их было уже 400, а в 2002 г. – 1600. Эксперты Всемирного Банка предсказывают, что в 2010 г. число корпоративных университетов превысит число традиционных. Схожие темпы роста демонстрирует сектор виртуального образования (e-learning), что стало возможным благодаря широкому распространению информационных технологий. Однако стоит отметить, что в этих секторах студенты получают в большей степени дополнительное образование; что касается базового высшего образования, то «традиционные» вузы удерживают здесь твердые позиции. Это подтверждает и рост студенческой мобильности, о котором речь шла выше.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Основные положения спортивной подготовки юных волейболистов
Спортивные занятия по волейболу должны содействовать решению основных задач физического воспитания школьников в том плане, чтобы по окончании школы школьники могли без ущерба для здоровья и с достаточно высокой работоспособностью включиться в производительный общественно полезный труд. Поэтому в пр ...

Типы нестандартных уроков
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков. Учителями разработано много методических пр ...

Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной выразительности речи в школе слабослышащих
Трудно не согласиться с мнением одного из педагогов современности, занимающегося обучением неслышащих детей И.С. Белик, «конечно же, музыка нужна любому человеку. Она развивает интонацию речи, слух, голос, темп, дыхание, память. Пластику движений, чувства, творческий потенциал. При том не только те ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru