BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Процесс глобализации сферы высшего образования

Процесс глобализации сферы высшего образования

Страница 2

Политика международных организаций, направленная на коммерциализацию высшей школы, находит выражение в международных соглашениях и нормах, призванных управлять глобальными взаимодействиями. К числу таких соглашений нужно отнести Генеральное соглашение по торговле услугами (GATS), предложенное ВТО. GATS стремится установить «открытые рынки» для знаниевых продуктов всех видов, включая образование. Сторонники соглашения утверждают, что свободная торговля принесет пользу всем, создав предпосылки для развития конкуренции на рынке образования. Однако значительная часть мирового академического сообщества относится к соглашению более настороженно, о чем свидетельствует «Совместная декларация о высшем образовании и генеральном соглашении о торговле услугами», подписанная в 2001 г. тремя североамериканскими организациями университетов и одной европейской (Ассоциацией Европейских Университетов (EUA)). В декларации, в частности, говорится, что высшее образование призвано служить общественным интересам, и не может быть товаром. Также утверждается, что регулировать развитие высшей школы должна не стихия глобального рынка, а компетентные органы каждой из стран. В заключении, содержится обращение (по-видимому, к правительствам) с требованием не допускать дальнейшей либерализации сферы образования в рамках торговых соглашений. Так или иначе, с момента начала переговоров в 1994 г. 44 из 144 членов ВТО взяли на себя некоторые из обязательств в области образования в рамках GATS, причем 21 страна - в области высшего образования. Евросоюз также подписал соглашение. В Евросоюзе действие GATS распространяется на образовательные услуги, предоставляемые коммерческими образовательными учреждениями, финансируемыми из частных фондов.

Таким образом, для правительств и вузов глобализация стала своего рода вызовом, требующим адекватного ответа. Осознание европейцами связанных с глобализацией опасностей и возможностей пришло в конце века. Показательно, что если в 1997 г. Европа уклонилась от участия в переговорах с ОЭСР о международной торговле профессиональными услугами, в т.ч. в сфере высшего образования, то в 1998-99 гг. были приняты Сорбонская и Болонская декларации, ориентированные на повышение конкурентоспособности европейской высшей школы, а в ноябре 1999 г. в Валенсии состоялась широкая дискуссия о последствиях глобализации для высшего образования. Европейцы пришли к выводу, что если нельзя предотвратить глобализацию сферы образования, то можно попробовать поставить ее себе на службу. Необходимость конкуренции на глобальном рынке высшего образования подтолкнула Европу на путь совместных действий. Европейцы поняли, что «консорциум европейских университетов может поставлять на рынок продукты, которые будут более уникальными, чем мононациональные и монокультурные товары и услуги». Задача повышения конкурентоспособности европейской высшей школы актуализировала вопрос о создании понятной структуры высшего образования. Об этом говорит, в частности, пятый абзац Сорбонской декларации: «кажется, что появляется необходимость в системе, в которой для международного сравнения и эквивалентности должны существовать два основных цикла…». Отметим, что о двухступенчатой системе высшего образования говорится как о некоем общепринятом стандарте, на что ясно указывает слово «эквивалентность». Кроме того, глобализация, которая подразумевает в отдаленной перспективе стандартизацию различных сторон общественной жизни по ряду параметров, поставила вопрос о приведении к единому знаменателю не только циклов образования, но также степеней, подходов к оценке результатов обучения, систем обеспечения качества и др. Это позволяет сделать вывод, что европейская интеграция высшей школы в конце XX века обязана не только сугубо европейским тенденциям; во многом она связана с развитием глобального рынка высшего образования и желанием европейцев сохранить передовые позиции на этом рынке.

Подводя итоги, скажем, что интеграционные тенденции в европейской высшей школе, начавшиеся в 1950-е годы, развивались в нескольких концептуальных и организационных плоскостях и подпитывались европейскими интеграционными и мировыми глобализационными процессами. К 1998 г. был накоплен богатый опыт сотрудничества в сфере образования. К этому времени были выработаны эффективные механизмы, принципы и инструменты сотрудничества на всех уровнях, создана современная правовая база, развиты общеевропейские информационные структуры. В умах европейских общественных деятелей прочно закрепилась мысль, что будущее Европы как единого социального и культурного пространства зависит от развития систем образования и их интеграции, что нашло выражение в концепте «Европы знаний». Роль, отводимая высшему образованию в общеевропейском процессе, а также необходимость адаптации к динамично развивающемуся глобальному рынку высшего образования стали главными факторами дальнейшей интеграции европейской высшей школы, предполагающей не только усиление сотрудничества, но и реформирование систем высшего образования.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru