BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Финансирование по уровням образования

Финансирование по уровням образования

Страница 2

По этому показателю Франция находится на среднем уровне стран ОЭСР (7 300$ в 2002 г.). В то же время, Франция существенно уступает по показателю средних расходов на одного студента США (18 570$), Великобритании и Австралии (по 8 970$) (перечисленные страны входят наряду с Германией (6 620$) в пятерку мировых лидеров по количеству иностранных студентов, обучающихся в их высшей школе).

Государственные вузы в значительной мере финансируются из национального бюджета (университеты на 90%, другие вузы – на 73%). Объемы государственного финансирования университетов определяется условиями контракта между ним и государством.

Контрактная система отношений была введена в 1984 г. Изначально она была учреждена как система финансирования научно-исследовательской и образовательной деятельности вузов. В 1989 г. действие контракта было распространено на другие сферы деятельности университетов. Смысл контрактной системы заключается в следующем. Каждые четыре года между государством и университетом заключается контракт, оговаривающий условия финансирования и обязательствам вуза. При определении объемов финансирования принимаются в расчет результаты, достигнутые вузом за предшествующий период, и план институционального развития вуза – Проект учреждения (Projet d`etablissement), который подробно описывает будущую деятельность вуза. На базе проекта определяется объем финансирования, необходимый для нормального функционирования университета. Основанием для определения этого объема является система национальных норм.

Система национальных норм была создана в 1976 г. (с 1993 г. – аналитическая система по разделению средств San ReMo (System Analitique de Réparition des Moyen)). Она предполагает выделение средств вузам в виде субсидий по ряду расходных статей: расходы на инфраструктуру, на образовательную деятельность, на проведение исследований и др. Нужно сказать, что в основе системы подсчета теоретических расходов лежат достаточно абстрактные понятия, такие как «академический учебный час», «квадратный метр», реальные значения которых различны для разных вузов. В связи с этим система национальных норм вызывает нарекания со стороны академической общественности.

Что касается вузов неуниверситетского сектора – как государственных, так и частных, – то единая система финансирования этих вузов отсутствует, что связано с особенностью их ведомственной принадлежности.

В финансировании государственных вузов обоих секторов принимают участие территориальные коллективы. В частности, регионы вкладывают средства в вузовские исследования и в департаменты вузов, осуществляющие подготовку по направлениям непрерывного образования. Помимо этого, они выделяют деньги на капитальное строительство и материальное оснащение вузов. Другие территориальные коллективы – департаменты и коммуны – участвуют в финансировании вузов в том случае, если вузы расположены на территории, являющейся их собственностью. Они несут расходы на функционирование вузов (размещение персонала, субсидии на оплату транспортных расходов персонала и студентов) и обслуживание недвижимости. Однако общая доля территориальных коллективов в финансировании высшей школы невелика: они обеспечивают 4,8 % финансовых вложений в университеты и 0,4% – в другие вузы.

В финансировании государственных вузов также участвуют студенты, которые делают вступительные взносы. Доля студентов в финансировании государственных вузов составляет 3,3 % в университетах и 7,5 % в других вузах (более высокий процент обеспечивается существованием платы в ряде государственных вузов).

Реальные объемы финансирования государственных вузов отличаются от одного типа вузов к другому. По некоторым оценкам, вузы неуниверситетского сектора стоят в финансовом отношении более прочно на ногах, нежели университеты. Они пользуются, в отличие от большинства университетов, существенной поддержкой со стороны предприятий (доля предприятий в финансировании вузов неуниверситетского сектора составила в 2003 г 17,1 %.). Вузы неуниверситетского сектора не так велики, как университеты. Они могут привлечь педагогов высокого класса, отобрать на вступительных экзаменах лучших студентов, что непосредственно сказывается на качестве образования и уровне выпускаемых специалистов. Университеты в данном свете выглядят менее выгодно. Хотя среди них можно выделить тех, что находятся в более выигрышном положении и тех, что находятся на противоположном полюсе, в целом, они вынуждены считаться с весьма ограниченным государственным финансированием. Это становится особенно заметным, если рассмотреть средние расходы на одного студента. Так, на одного студента университета в 2002 г. в среднем приходилось 6 850 евро, что на 260 евро меньше соответствующего показателя в колледже. И хотя, судя по статистическим данным, государство пытается улучшить ситуацию, увеличивая расходы на сферу высшего образования (16,9 % в 2002 г. против 16,4 % в 1990 г. всех расходов на систему образования), вузы вынуждены самостоятельно искать выход из своих финансовых проблем. Так, по свидетельству ректора Католического университета Парижа П.Валдрини «вузы вынуждены искать дополнительные источники финансирования – осуществлять исследования на заказ, развивать диалог с местными предприятиями, сокращать расходы на фундаментальные исследования…».

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Экспериментальная работа по применению общедидактических принципов в организации занятий по развитию математических представлений в ДОО
Для проведения экспериментальной работы мною была выбрана средняя группа № 4 МДОУ «Бендерский Детский сад № 25», из которой отобраны 16 детей и сформированы две подгруппы – экспериментальная и контрольная – по 8 человек с приблизительно одинаковым уровнем развития математических представлений. Внач ...

Особенности развития процесса обобщения младших школьников
Процесс формирования обобщения проходит 3 стадии: 1. На первой стадии последовательно рассматриваются отдельные качества (свойства) различных предметов (явлений), определяется, чем они отличаются друг от друга; 2. На второй стадии происходит отбор качеств, общих для всех предметов; 3. На третьей ст ...

Задачи развития словесной памяти
В процессе обучения глухих необходимо помогать им овладеть запоминанием на длительный срок. Нужно следить не только за тем, чтобы запоминаемый материал был полностью понят детьми. Следует также, чтобы дети овладевали приемами произвольного запоминания. Пользование такими приемами облегчает последую ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru