BriefEducation
Образование: теория и практика » Роль музейной педагогики в возрождении русской народной культуры в школьных музеях г. Кемерово » Культура и быт русского народа в экспозициях школьных музеев

Культура и быт русского народа в экспозициях школьных музеев

Страница 1

Музей крестьянского быта в школе №37 официально был открыт 21 октября 2003 г. Причиной его создания послужила программа М.Ю. Новицкой «Родная земля», опубликованная в сборнике курсов для учителей образовательных учреждений. После прочтения этого сборника Романцова Надежда Ивановна (будущий руководитель музея) решила посетить эти курсы с целью накопления знаний по истории русской культуры. Затем эти знания воплотились в идею создания обстановки русской избы - с целью проведения в ней уроков народоведения. Общими усилиями была создана маленькая экспозиция, отражающая быт и культуру русского народа.

Коллекция будущего музея начиналась со ступки и пестика для помола зерна. Впоследствии она пополнялась и другими предметами русской старины, касающимися быта, промыслов, ремесел. После того как количество экспонатов увеличилось до ста, экспозицию решено было преобразовать в музей.

Сейчас в музее в большом количестве представлены изделия ДПИ, сделанные руками детей: вышивка, резьба по дереву, керамика и др. Общая численность основного фонда составляет 104 экспоната.

Дети с удовольствием приходят в свой музей, где они могут почувствовать, что они сами, и те, кто рядом, являются частью «большой истории» своей страны. Живой музей продолжает инициировать сотворчество и сотрудничество: дети ведут поиски, выпускники приносят новые материалы, на базе музея проходят их встречи и другие акции. Кроме того, музей разрабатывает свои экскурсии и программы: «Дом, дом расскажи свою тайну», «Семейный лад», «Мир старинного дома», «Наши корни» и др.

Главной целью этих программ является: воссоздание ярких, живых, запоминающихся образов минувших эпох, сохранение памяти и восприятие отечественного культурного наследия.

Огромным успехом пользуются в музее и такие проекты занятий, как «Дни русской одежды, кухни, быта…». Особенно важно, что дети с раннего возраста узнают о том, что музей может быть местом веселого времяпрепровождения, и, многие изъявляют желание войти в состав актива школьного музея.

Поисково-исследовательской работой занимается группа «Поиск» (до 15 учащихся), которая выезжает в разные деревни и села, где встречаются с местными жителями, ветеранами, которые рассказывают о быте, ремеслах, промыслах русского народа.

Творческое самовыражение школьников помогает совершенствовать экспозицию музея. Расписанные стены воссоздают домашнюю обстановку русской избы того времени.

Хотя официально клуба при музее нет, культурно – массовая и просветительская работа проводится постоянно. Праздники и встречи проходят всегда интересно.

Музей русской культуры «Лад» (школа №48)

Пр. Московский 25 а.

Руководитель музея: Лутченко Любовь Вениаминовна.

Музей начал свое существование с небольшой экспозиции «Русская изба», находящейся в кабинете ИЗО. В 2001 г. экспозицию решено было преобразовать в музей. Открытие состоялось 1 марта 2001 г. Первым руководителем музея стал Вершинин Анатолий Павлович, он распределял задания для классов по сбору материала о предметах быта русской избы. Так одна вещь за другой начали пополнять коллекции домашней утвари. Вместе с экспозицией в школе появились мастерские «Уральская роспись», «Древесные узоры», «Русское кружево» и «Веселый лоскуток». В дальнейшем деятельность этих мастерских была расширена.

Задачей школьного музея является: воспитание истинно русского человека, знающего и уважающего русскую культуру, строящую свою жизнь на основе любви к Родине, доброты и отзывчивости.

Учащиеся данной школы занимаются творчеством, осваивая традиционные русские занятия, многие из которых уже забываются и уходят из нашей жизни. Для этого в школе действует творческое объединение учащихся, учителей и родителей – «Лад». Это же название носит и школьный музей, представляющий собой фрагмент русской избы, в которой есть все необходимое для жизни, начиная от русской печи и национального костюма и заканчивая старинными иконами и занавесками. Многие экспонаты (прялка, самовар, старинные утюги, кухонная утварь, иконы и др.) были принесены учащимися и педагогами школы, все остальное – сделано руками детей. На данный момент количество экспонатов, входящих в состав основного фонда превышает 300.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Методика системного анализа и оценки эффективности проведения урока физической культуры
Последовательность определения итоговой оценки 1. Оценки отдельных составляющих в каждом из восьми разделов выставляются по 5-балльной шкале. 2. Сумма оценок, деленная на число учитываемых показателей в разделе, определяет общую оценку за раздел. Оценка за восьмой раздел умножается на 2. 3. Сумма о ...

Примерное поурочное планирование
Планирование проведено в соответствии с учебным планом, согласно которому в VIII-IX классах отводится на изучение математики 5 часов в неделю, из них 2 часа геометрии, ориентировано на учебник Атанасяна Л.С. и др. «Геометрия 7 – 9» Итак, тема «Площадь» в VIII – IX классах: № урока Тема урока I моду ...

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru