BriefEducation
Образование: теория и практика » Роль музейной педагогики в возрождении русской народной культуры в школьных музеях г. Кемерово » Культура и быт русского народа в экспозициях школьных музеев

Культура и быт русского народа в экспозициях школьных музеев

Страница 1

Музей крестьянского быта в школе №37 официально был открыт 21 октября 2003 г. Причиной его создания послужила программа М.Ю. Новицкой «Родная земля», опубликованная в сборнике курсов для учителей образовательных учреждений. После прочтения этого сборника Романцова Надежда Ивановна (будущий руководитель музея) решила посетить эти курсы с целью накопления знаний по истории русской культуры. Затем эти знания воплотились в идею создания обстановки русской избы - с целью проведения в ней уроков народоведения. Общими усилиями была создана маленькая экспозиция, отражающая быт и культуру русского народа.

Коллекция будущего музея начиналась со ступки и пестика для помола зерна. Впоследствии она пополнялась и другими предметами русской старины, касающимися быта, промыслов, ремесел. После того как количество экспонатов увеличилось до ста, экспозицию решено было преобразовать в музей.

Сейчас в музее в большом количестве представлены изделия ДПИ, сделанные руками детей: вышивка, резьба по дереву, керамика и др. Общая численность основного фонда составляет 104 экспоната.

Дети с удовольствием приходят в свой музей, где они могут почувствовать, что они сами, и те, кто рядом, являются частью «большой истории» своей страны. Живой музей продолжает инициировать сотворчество и сотрудничество: дети ведут поиски, выпускники приносят новые материалы, на базе музея проходят их встречи и другие акции. Кроме того, музей разрабатывает свои экскурсии и программы: «Дом, дом расскажи свою тайну», «Семейный лад», «Мир старинного дома», «Наши корни» и др.

Главной целью этих программ является: воссоздание ярких, живых, запоминающихся образов минувших эпох, сохранение памяти и восприятие отечественного культурного наследия.

Огромным успехом пользуются в музее и такие проекты занятий, как «Дни русской одежды, кухни, быта…». Особенно важно, что дети с раннего возраста узнают о том, что музей может быть местом веселого времяпрепровождения, и, многие изъявляют желание войти в состав актива школьного музея.

Поисково-исследовательской работой занимается группа «Поиск» (до 15 учащихся), которая выезжает в разные деревни и села, где встречаются с местными жителями, ветеранами, которые рассказывают о быте, ремеслах, промыслах русского народа.

Творческое самовыражение школьников помогает совершенствовать экспозицию музея. Расписанные стены воссоздают домашнюю обстановку русской избы того времени.

Хотя официально клуба при музее нет, культурно – массовая и просветительская работа проводится постоянно. Праздники и встречи проходят всегда интересно.

Музей русской культуры «Лад» (школа №48)

Пр. Московский 25 а.

Руководитель музея: Лутченко Любовь Вениаминовна.

Музей начал свое существование с небольшой экспозиции «Русская изба», находящейся в кабинете ИЗО. В 2001 г. экспозицию решено было преобразовать в музей. Открытие состоялось 1 марта 2001 г. Первым руководителем музея стал Вершинин Анатолий Павлович, он распределял задания для классов по сбору материала о предметах быта русской избы. Так одна вещь за другой начали пополнять коллекции домашней утвари. Вместе с экспозицией в школе появились мастерские «Уральская роспись», «Древесные узоры», «Русское кружево» и «Веселый лоскуток». В дальнейшем деятельность этих мастерских была расширена.

Задачей школьного музея является: воспитание истинно русского человека, знающего и уважающего русскую культуру, строящую свою жизнь на основе любви к Родине, доброты и отзывчивости.

Учащиеся данной школы занимаются творчеством, осваивая традиционные русские занятия, многие из которых уже забываются и уходят из нашей жизни. Для этого в школе действует творческое объединение учащихся, учителей и родителей – «Лад». Это же название носит и школьный музей, представляющий собой фрагмент русской избы, в которой есть все необходимое для жизни, начиная от русской печи и национального костюма и заканчивая старинными иконами и занавесками. Многие экспонаты (прялка, самовар, старинные утюги, кухонная утварь, иконы и др.) были принесены учащимися и педагогами школы, все остальное – сделано руками детей. На данный момент количество экспонатов, входящих в состав основного фонда превышает 300.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Методика обучения решению составных задач на нахождение четвертого пропорционального
Задача на нахождение четвертого пропорционального – это задача, в которой даны три величины, связанные прямо или обратно пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна постоянная, при этом известны два значения одной переменной величины и одно из соответствующих значений другой перемен ...

Историко-педагогические предпосылки становления тестового контроля в педагогической практике
История возникновения и использования диагностического метода, (diagnostikos – гр. – способный распознавать уходит в глубь веков. Имеются сведения, что уже с III тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай) использовались системы конкурсных испытаний интеллектуальн ...

Познавательно-развивающие задания по теме «Биогеоценоз и его компоненты»
1. Найдите биологические ошибки в экологическом рассказе-загадке Сегодня с утра почти все ребятишки нашего класса собрались у школы. Дело в том, что сегодня мы едем на прополку: помогаем крестьянам, а они снабжают нас овощами. Перед самым отъездом заболела учительница, но ребята решили, что уже дос ...

Разделы

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru