С каждым годом школьные музеи получают всё большее распространение. Растет сеть школьных музеев как в г. Кемерово так и на всей территории России. Причины такой ситуации очевидны – это необходимость создания образовательной среды, включающей в себя все аспекты воспитательной и учебной деятельности, а также позволяющей осваивать предметную среду, при непосредственном с ней взаимодействии. В таких музеях основное внимание уделяется развивающей, социально-адаптационной работе при минимальном использовании предметов – подлинников. В основном все школьные музеи начинают свою деятельность «с чистого листа», т.е. без коллекций, переданных каким-либо музеем. Но, несмотря на это, как показывают наблюдения, школьный музей является одним из самых посещаемых, учащиеся проводят в нем значительное количество времени. Являясь непосредственными участниками его создания, школьники стараются не упустить не один момент в жизни музея. Они пополняют его фонды, участвуют в мероприятиях, проводимых школьным музеем, посещают мастерские. Подробное описание машины швейные здесь.
Жизнь школьного музея ярка и интересна, здесь созданы все условия, как для учебной, так и для досуговой деятельности. Педагоги осуществляют активную работу по приобщению учащихся к жизни школьного музея. Так как приобщение к русской национальной культуре, вовлечение школьников в работу по возрождению русских народных ремесел и промыслов – является основной целью работы музея русской культуры. Для достижения которой, используются различные формы работы с музейной аудиторией. Многие из этих форм успешно развиваются в государственных музеях, но не все эти формы и методы могут быть в полной мере апробированы в музеях школ. Ведь государственные и школьные музеи имеют свои существенные отличия, как в организации, так и в своей основной деятельности.
Сравнение деятельности государственного и школьного музеев
Музеи | ||
Государственный |
Школьный | |
Преобладающая функция |
Сохранение коллекций (охранительно-исследовательская) |
Образовательная (и организация досуга – «здорового отдыха») |
Образовательная роль |
Передача знаний |
Развитие личности ребенка |
Фонды |
Раритеты или ценные предметы |
Любые предметы, даже выполненные детьми (главное, «чтобы они сохраняли прошлое, иллюстрировали настоящее и освещали будущее») |
Здание |
Стационарное |
Любое пространство особым образом организованное (как правило, кабинет) |
Содержательная направленность деятельности музея |
Определяется специализацией музея |
Определяется спецификой аудитории |
Ведущий характер исследований |
Научный (профессиональный) |
Экспериментальный и интерактивный (акцент на социально - педагогических исследованиях для планирования и учета результативности воздействия) |
Характер работы музейных специалистов |
Регламентирован специализацией музея |
Творческий |
Характер общения с посетителем |
Как с объектом воздействия (пассивный посетитель) |
Как с субъектом - равноправным участником коммуникативного процесса, диалога (активный посетитель) |
Ведущая деятельность музейных специалистов |
Профессиональная (согласно специализации музея) |
Педагогическая (задача освоения музейной реальности в её педагогическом аспекте) |
Тематика экспозиций |
Соотносится с коллекциями |
Не ограниченна (диктуется потребностями посетителей) |
Основные формы работы с посетителем |
Экскурсии |
Интерактивные (вовлечение посетителя в активную деятельность); свободный выбор содержания и форм работы самим посетителем |
Адресность |
Недифференцированный подход к посетителям |
Обращение к определенной социальной группе: детям, подросткам (ориентация на индивидуального посетителя) |
Способы экспонирования |
Постоянные и сменные выставки |
Разнообразные (мероприятия для детей и с участием детей, игровые пространства) |
Материалы по педагогике:
Кружковая работа с природным материалом как форма и метод развития
творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями
Надежда Константиновна Крупская в одной из своих работ обращала внимание на то, что «…Надо сделать так, чтобы труд был и интересный и посильный, и в то же время, чтобы это был творческий труд, а не только механический». Полученные на уроке труда умения и навыки в работе с природным материалом и инс ...
Хореографическое искусство
Ситуация, складывающаяся в сфере «хореография и художественная самодеятельность», имеет разветвлённый многоуровневый, противоречивый характер. Сегодня существует обилие хореографических коллективов (ансамблей), использующих хореографический материал лишь как средство для сценического показа и демон ...
Психолингвистическая основа школьного многоязычия
Слово «полилингвизм» происходит от частички poli, что значит по-латыни «много», «множество», и слова lingua – «язык». Полилингвизм определяется, как способность владеть двумя или более языками. Полилингвист – человек, который может общаться как минимум на трех языках. Различают естественный (бытово ...