BriefEducation
Образование: теория и практика » Роль музейной педагогики в возрождении русской народной культуры в школьных музеях г. Кемерово » Включение учащихся в деятельность школьного музея на основе музейной педагогики

Включение учащихся в деятельность школьного музея на основе музейной педагогики

Страница 2

Таким образом, сравнительный анализ государственных и школьных музеев определил существенные отличия в их деятельности. Прежде всего, это проявляется в организации музеев: создатели школьного музея (актив, учащиеся и педагоги…), являются и основными его «пользователями», что отличает эти музеи от государственных, которые планируются одной группой лиц (музейщиками) для другой (аудитории). Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс и через свои собрания и формы деятельности связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин, а также дополнительным образованием учащихся. Подобная связь существует между школой и музеями других типов, но она не является столь тесной и интенсивной. Школьный музей, более чем какой-либо другой включен в жизнь местного общества, а «качество жизни» его самого непосредственным образом связано с отношением к нему жителей района, прежде всего проживающих на данной территории родителей учащихся.

Школьный музей русской культуры нацелен на решение ряда образовательных, воспитательных и социальных задач:

- организовать занятия по дополнительному этнохудожественному образованию;

- создать условия для изучения культуры, истории, искусства России через прикосновение к памятникам деревянного зодчества, гениальным творениям прошлого и современности;

- побудить желание глубокого проникновения в искусство и культуру своей страны, сохранения и передачи будущим потомкам исторического и культурного наследия;

- изучать традиционные промыслы и ремесла непосредственно на месте их зарождения (в экспозициях);

- знакомить учащихся с подлинными хранителями традиций русского народного искусства – народными мастерами;

- постоянно расширять кругозор учащихся, не замыкаясь на базовом школьном образовании;

- научить работать с литературой, библиотечными и музейными фондами.

С целью включения детей в деятельность школьного музея создаются условия для проявления их активности. Здесь учащиеся приобретают опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир, получают возможность «работать» с предметом, проявлять себя в творчестве.

В музеях школ осуществляется прямой опыт общения с предметами, когда главными становятся не предметы, а выраженные ими значения, культурные ассоциации детей в процессе активного освоения музейного пространства.

Практически все предметы в музее можно трогать руками, изучать, раскладывать, разбирать – примерить древнерусский наряд, почитать книгу, написанную на древнерусском языке или поработать на станке XIX века. Физические и эмоциональные ощущения от общения с предметом (его фактура, вес, запах, вкус, размер, специфические черты) больше, чем слова, дают представление об особенностях материалов, об их сходстве или различии, о способах освоения.

Использование ролевых игр и других форм креативной деятельности помогают установить невербальный контакт ребенка с музейным предметом: он постигает взаимоотношения вещей, обретает способность анализировать и физически переживать музейный предмет, «оживляя» его. Как средство замены прямого педагогического воздействия на детей, игра облегчает образовательный процесс в музее и является особым методом стимулирования активности детей, обеспечивая трансформацию ребёнка из «объекта» воспитания в «субъект» деятельности. Игра должна иметь непосредственное отношение к теме занятия или к конкретному музейному предмету, а не быть случайной.

Во время совместных действий педагога и учащихся – педагог одновременно направляет игру и наблюдает её, его основная задача – научить детей самостоятельно, творчески и с удовольствием играть. Игры могут быть использованы для разных целей: релаксации (чтобы побудить детей свободнее чувствовать себя в обстановке музея), ориентации (стимулировать процесс зрительного знакомства с предметом), социализации (помочь общению детей с музейным предметом и друг с другом), организации (сформировать разновозрастную группу), мотивации (стимулировать познавательную активность ребенка) .

Диалог является основной музейно-педагогической формой взаимоотношения. Посетители в школьном музее из пассивных зрителей становятся активными участниками происходящего, получая возможность пропустить через «линии внутреннего переживания» всё, что предлагает им музей.

Посредством общения с музейными экспонатами дети знакомятся с традициями народной культуры. Школьный музей создаёт все условия для организации деятельности детей, социальной активности, обучая их жить в сложных условиях постоянно изменяющегося социума. На базе школьного музея используются продуктивные формы обучения (обучение на практике), что позволяет детям в сотрудничестве с педагогами осваивать, изучать народные ремесла, их технологии, историю.

Таким образом, возрождение русской народной культуры в современных общеобразовательных школах посредством включения учащихся в эту деятельность дает возможность использования новых педагогических идей и методик, которые способствуют познанию многообразия мира истории и культуры через игру, творчество, самодеятельность детей.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Педагогические условия формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования
человек образ формирование дошкольник Для формирования образа человека в рисунках детей 6-7 лет нами был проведён формирующий эксперимент. Цель данного эксперимента формирование образа человека в рисунках детей 6-7 лет. Задачи: 1) Сформировать знания, представления детей о человеке. 2) Развить умен ...

Программные средства, используемые для разработки мультимедиа курсов
На примере программных средств, используемые для мультимедиа курсов рассмотрим программу AutoPlay Media Studio. Интерфейс. Окно программы AutoPlay Media Studio 8.0.6.0 (рисунок ниже) можно условно разделить на шесть областей. Панель меню. Панель инструментов. Проводник проекта. Панель свойств объек ...

Детское музыкальное творчество как форма СКД
«Все начинается с детства .» - это не просто крылатая фраза, а принципиально важное положение для целостного осмысления этого сложного и специфичного феномена детства. В детском возрасте как многогранной своеобразной призме преломляются и физиологические, и психологические, и возрастные, и индивиду ...

Разделы

© 2022 Copyright www.briefeducation.ru