BriefEducation
Образование: теория и практика » Формирование фонетических навыков в средней школе » Обучение интонации в средней школе

Обучение интонации в средней школе

Компоненты интонации французского языка, доступные для усвоения в средней школе, немногочисленны. Учащийся получают сведения об ударении и мелодии в рамках программы.

Уже в 4-м классе учащиеся знакомятся с ударением. В 4-5-х классах ударение может быть усвоено имитационно, но на среднем этапе уже обязательно объясняются особенности французского ударения и дается понятие о ритмической группе. Позднее все эти сведения усваиваются в процессе устной речи и чтения.

Для членения речевой цепочки а ритмические группы учащиеся должны знать следующее: служебные слова составляют одну группу со знаменательным словом: dans la classe, au cinema. Вообще всякое знаменательное слово (существительное, прилагательное или глагол) составляет одну группу с последующим односложным определяющим: un tableau noir, une robe rouge, а также определяемые слова со словами, их определяющими и стоящими перед ними: une belle fleur, un gros livre, une jeune fille. Если определяющее многосложное слово стоит после определяемого, оно составляет отдельную ритмическую группу: un chien méchant; parlez correctement!

В связи с ритмической группой необходимо дать сведения о явлениях связывания и сцепления (liaison, enchaînement).

Связывание согласных с гласными в речевом потоке, как известно, состоит в том, что конечный согласный звук (в положении перед гласным) произносится, сливаясь с гласным:

Les oiseaux [le-zw-azo], les arbres [le-za-b]; при этом [d] звучит как [t], [f] как [v], [s] как [z].

В современном французском языке liaison понемногу утрачивается: если после слова следует пауза, то liaison со следующим гласным не делается.

Точно также liaison недопустимо перед h aspiré: les héros, les hangars; перед числительным onze: nos onze camarades.

Учитывая коммуникативную направленность обучения, необходимо специально обучать мелодике, т.е. высоте основного тона произносимых и воспринимаемых фраз.

В 4-5 классах учитель объясняет мелодику высказывания поднимая и опуская руку, чтобы показать высоту основного тона. Учащиеся делают тоже самое, слушая речь учителя, и запоминают разницу в интонационном оформлении чисто имитативно.

Позднее, в старших классах, можно объяснить коммуникативное значение интонации. Для этого нужно показать в оппозиции два высказывания, различающихся только мелодикой.

Можно показать также, что высота основного тона меняется в высказывании в зависимости от изменения смысла. В предложении Pourquoi maman est-elle mécontente? Наиболее высокая нота будет приходиться на слова pourquoi или mécontente в зависимости от мысли, которую хотят выразить. Нужно показать эту разницу графически.

Поскольку в письменной речи смысл выражен не только контекстом, но и пунктуацией, то при чтении вслух в качестве ориентиров для повышения или понижения основного тона можно воспользоваться замеченным некоторыми авторами соответствием между высотой тона и пунктуацией:

Запятая сопровождается повышением тона.

Точка, точка с запятой, двоеточие сопровождаются понижением тона.

Вопросительный или восклицательный знаки характеризуются подъемом в конце или понижением при наличии эмоционального ударения.

Многоточие характеризуется легким ударением на одной ноте конечного гласного

Материалы по педагогике:

Эффективность программы формирования эстетических чувств младших школьников с нарушением интеллекта средствами дидактической игры
После проведения цикла занятий по изобразительной деятельности был проведен итоговый контрольный эксперимент. По-прежнему ведущим методом диагностики являлось педагогическое наблюдение, целью которого было выявить уровень эстетической воспитанности каждого школьника. В результате были получены след ...

Образовательная среда
В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, определяющая условия развития ребенка в контексте предметности культуры (В.И. Слободчиков). Идеи развития человека в определенной социокультурной образовательной среде обстоятельно разрабатываются как в зарубежной псих ...

Логомиры
Программная среда Лого (ЛогоМиры) была разработана и реализована под руководством американского психолога С. Пейперта в 1989 г. в Масса-чусетском технологическом институте. Она была создана не просто как формализованный язык программирования, а как среда, в которой дети могли бы научиться естествен ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru