BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Интеграционные процессы в высшем образовании Европы до Болонского процесса

Интеграционные процессы в высшем образовании Европы до Болонского процесса

Страница 1

Болонский процесс, начавшийся летом 1999 г., придал стремительное ускорение европейским интеграционным процессам в сфере высшего образования. Однако сказать, что он инициировал интеграцию, было бы неправомерно. Интеграция в высшем образовании, а еще шире – его интернационализация – началась значительно раньше. Сорбонская декларация 1998 г. – один из ключевых документов Болонского процесса – отсылает нас в эпоху средневековья, когда «студенты и ученые могли свободно перемещаться по континенту». В самом деле, средневековые университеты, возникшие значительно раньше национальных государств, были институтами общеевропейскими. Это подкреплялось характером ретранслируемого знания (знания о человеке и его месте в земном и космическом мире), общим языком обучения (латынь), свободой доступа в университеты. Однако, как справедливо отмечает П.Скотт, «современный университет – продукт национального государства, а не средневековой цивилизации», а «интернационализация предполагает наличие национальных государств», поэтому ссылка Сорбонской декларации на средневековый университет имеет, скорее, символическое значение.

Обратим также внимание на терминологическую проблему, затронутую П.Скоттом в приведенной цитате. Для характеристики над- и межнациональных процессов в образовании (и не только в нем) исследователи часто используют понятия глобализации, интернационализации, европеизации, мультинационализации. Несмотря на многолетнюю дискуссию вокруг этих терминов, носившую подчас излишне эмоциональный и полемический характер, устоявшегося понимания этих терминов нет. И.Майбуров, обобщив результаты дискуссии, представил «интернационализацию в сфере высшего образования как интеграцию отдельных вузов и систем образования отдельных стран, а глобализацию как их конкуренцию». Такое определение заслуживает внимания по двум причинам: во-первых, оно четко разграничивает два процесса; во-вторых, не привносит лишних «-изаций», что позволяет концентрировать внимание на самих процессах в образовании, а не на терминологии. Стоит, однако, уточнить два момента. Интеграция не может быть только интернационализацией, так как в этом случае из виду упускаются территориальный и объединительный аспекты. Понятие «глобализации» же не сводится только к конкуренции. Во-первых, конкуренция между вузами и системами образования возникла задолго до появления глобализации. Во-вторых, глобализация подразумевает и сотрудничество, например, сотрудничество вузов, предлагающих совместные программы. Скорее, говоря о глобализации, нужно иметь ввиду глобальный рынок высшего образования и его влияние, способное, по мысли некоторых экспертов, радикальным образом трансформировать сам институт высшего образования вплоть до пересмотра его организации, принципов и механизмов его функционирования. Таким образом, интернационализация – это сотрудничество систем образования и вузов, интеграция – это объединение через сотрудничество, а глобализация – усиление взаимозависимости вузов и систем образования в результате развития мирового рынка высшего образования.

Итак, история интернационализации высшего образования началась с процессом становления национальных государств в Европе. Период до окончания Второй мировой войны характеризуется усиливающейся тенденцией экспорта развитыми странами принципов построения своих образовательных систем в менее развитые. Университеты перестают быть вненациональными корпорациями, каковыми они были в средние века. Их судьба тесно связывается с государством (как правило, при сохранении известной степени университетской автономии), которое возлагает на них задачу «поддерживать национальную культуру и помогать в формировании национальных символов».

В послевоенное время процессы интернационализации высшего образования в Европе переходят на качественно иной уровень, что связано с развитием общеевропейской интеграции. Однако было бы неверно сводить интернационализацию в образовании к истории ЕЭС - Европейского Сообщества, как это делают голландские исследователи Ф. Мертенс и Ф. де Вильдер, а вслед за ними отечественный исследователь В.И. Байденко. В частности, упомянутые европейские эксперты, характеризуя предшествующий Болонскому процессу этап интернационализации европейской высшей школы, пользуются периодизацией своих соотечественников К. де Вита и Д. Верховена, не обращая внимания на то, что последние разработали ее применительно к политике в области высшего образования Европейского Сообщества, а не к общеевропейским процессам интеграции высшей школы. В.И. Байденко пошел еще дальше и вовсе отождествил Европейское Сообщество с Европой. Такой подход умаляет значение некоторых субъектов процесса европейской интеграции, таких как Совет Европы, Конференция ректоров европейских университетов (CRE), Европейский центр по высшему образованию (СЕПЕС) при ЮНЕСКО и др., и сводит изучаемый процесс к пространству ЕЭС – Европейского сообщества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Методы развития волевого поведения детей дошкольного возраста
Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Рассматривая основные факторы, обеспечивающие р ...

Планы-конспекты уроков
Предлагаемые поурочные разработки в своей основе ориентированы на организацию работы класса по технологии дифференцированного обучения. Практически в каждом сценарии урока присутствуют задачи на готовых чертежах. Наличие уже готовых рисунков поможет учителю наиболее рационально использовать рабочее ...

Определение уровня сформированности словаря старших дошкольников
Для выявления выявление уровня сформированности словаря детей использовался комплексный тестовый метод диагностики речевого развития Ф.Г. Даскаловой. В обследовании приняли участие 15 детей. Обследование лексического развития старших дошкольников проводилось на материале природоведческой лексики и ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru