BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Интеграционные процессы в высшем образовании Европы до Болонского процесса

Интеграционные процессы в высшем образовании Европы до Болонского процесса

Страница 4

В более широком контексте Совета Европы интеграционные процессы были не столь динамичны, однако они также заслуживают внимания. В 1959 г. в Гааге состоялась первая сессия Конференции министров образования, на которой присутствовали делегаты из семи стран (в ЕЭС на тот момент их было шесть). С тех пор установилась традиция проведения регулярных сессий Конференции, ставшей крупнейшим международным форумом с участием высших должностных лиц стран-членов Совета Европы и стран-подписантов Европейской культурной конвенции. В декабре 1969 г. было подписано Европейское соглашение о сохранении стипендий студентов, обучающихся за границей. Тем самым был сделан существенный шаг к развитию европейской студенческой мобильности.

Дополнительный импульс международному сотрудничеству в высшем образовании придали изменения, которым подверглась европейская высшая школа в связи с развернувшейся в 1960-е годы научно-технической революцией, стремительным ростом студенческих контингентов, выступлениями 1968 г. Появилась необходимость сравнения условий и результатов деятельности вузов и образовательных политик в рамках европейского континента. В этом направлении начинали работать ряд международных организаций, среди которых (помимо вышеназванных) Совет по культурному сотрудничеству (с 1962 г.) и Центр документации по образованию в Европе (с 1965 г.) при Совете Европы, Постоянный комитет CRE, Европейский центр по высшему образованию (СЕПЕС) при ЮНЕСКО в Бухаресте (с 1972 г.). В начале 1970-х гг. состоялись первые встречи министров образования стран-участниц ЮНЕСКО. Еще раньше, в 1968 г. Европейский Культурный Фонд начал осуществление Плана «Европа 2000», подразумевавшего проведение междисциплинарных общеевропейских исследований. В рамках Плана в сфере образования была запущена специальная исследовательская программа «Educating Man for the 21st Century».

Важнейший итог периода 1957-1976 гг. заключается в том, что социальная сфера в целом и образование в частности стали рассматриваться как потенциальные направления наднационального регулирования. Начали пробиваться ростки нового понимания высшей школы как института общеевропейского, первым признаком чему была прозвучавшая на второй встрече ректоров в 1959 г. мысль о гражданской ответственности университетов за вклад в дело консолидации Европы. Однако если в рамках Совета Европы речь шла, главным образом, об обмене опытом (хотя нужно отдать должное органам Совета Европы, начавшим разработку принципов демократического образования), то в Европейском Сообществе шел интенсивный процесс определения основ для осуществления совместной политики в области образования.

Период 1976 – 1992 гг. ознаменовался переходом от разработки основ сотрудничества к конкретным действиям по осуществлению совместной политики. Отправной точкой стало принятие «Программы действий в сфере образования» Программа предусматривала совместные действия в трех направлениях: обмен информацией и опытом, реализацию пилотных проектов по сравнению подходов и форм профессионального образования, организацию регулярных встреч лиц, ответственных за политику в сфере образования. Она также определила задачи по укреплению сотрудничества, среди которых были расширение мобильности студентов, преподавательского и административного персонала, развитие совместных программ, разработка общей политики приема студентов в вузы, улучшение ситуации со взаимным признанием дипломов и периодов обучения. Укрепление сотрудничества и обеспечение его качества требовало адекватного информационного обеспечения, поэтому предусматривалось также создание информационной сети по образованию. В течение нескольких лет была создана сеть Eurydice, состоявшая из национальных подразделений, учрежденных министерствами образования, и центрального подразделения, созданного Комиссией Европейского Сообщества. Роль подразделений заключалась в сборе, мониторинге, обработке и распространении сопоставимой информации о системах образования и образовательной политике в странах Европейского Сообщества. Программа 1976 г. стала основой дальнейшего развития нормативной базы, обеспечивающей взаимное признание дипломов и квалификаций. В результате к 1992 г в Сообществе было принято более 20 директив Совета, направленных на распространение практики признания дипломов и квалификаций и устранение барьеров к осуществлению профессиональной деятельности.

На решение проблем признания в общеевропейском масштабе были направлены Конвенции ЮНЕСКО 1979 г. и Совета Европы 1990 г. Конвенция 1979 г. способствовала расширению сотрудничества по созданию и применению сравнимой терминологии и критериев оценки, которые должны были обеспечить сопоставимость и эквивалентность документов об образовании. С этой целью она предполагала усовершенствование системы обмена информацией. Тем самым была заложена основа для создания в 1984 г. одного из важнейших инструментов развития академического сотрудничества в Европе, а именно, Европейской сети информационных центров (NARIC). Конвенция 1990 г. предусматривала, что период обучения, пройденный студентом в вузе страны-участницы в рамках межвузовского или межведомственного соглашения, должен быть признан во всех остальных странах-участницах Конвенции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Рейтинговая методика оценки качества преподавателей вуза
Квалификационные требования являются неотъемлемой частью трудового договора, заключаемого преподавателем и Алтайским государственным техническим университетом им. И.И. Ползунова, определяя при этом содержание, направленность и особенности деятельности преподавателя, уровень квалификации, соответств ...

Влияние семьи как социального института на формирование личности ребенка
Среди множества современных социальных институтов семья занимает одно из первых мест. Ее первостепенное влияние на ребенка нельзя отрицать, так как она закладывает фундамент будущей общественной жизни ребенка. Семья – это одна из ветвей воспитания подрастающего поколения, вторая – общественное. Сег ...

Общие вопросы методики обучения решению задач
Научить детей решать задачи – значит научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбрать, а затем и выполнить арифметические действия. В начальных классах ведется работа над группами задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и иско ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru