BriefEducation
Образование: теория и практика » Проект студии инструментальной музыки для детей школьного возраста » Методологические особенности проектной деятельности детской школы искусств

Методологические особенности проектной деятельности детской школы искусств

Страница 1

Социокультурное проектирование - это специфическая технология, способ достижения определённого результата. Это конструктивная, творческая деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В нашем случае объектом социокультурного проектирования выступает сложное системное образование – детское образовательное учреждение, которое включает в себя две подсистемы: социум и культуру. Проблемное поле проектирования, осуществляемого в настоящем исследовании, складывается из противоречия между реальной картиной и идеальными представлениями автора проекта об эффективности детского музыкального образования на сегодняшний день.

В настоящее время в детских школах искусств действует система единых требований и подходов, обеспечивающая решение целого комплекса задач. Однако, как показывает практика, для эффективного функционирования и развития школы необходима научно обоснованная концепция ее деятельности.

Анализ программно-методического обеспечения школ показал, что в основном все педагоги работают по адаптированным и примерным (типовым) программам музыкальных школ, предложенным Министерством культуры Российской Федерации, не всегда имея возможность учесть специфические особенности, потребности и ожидания каждого конкретного ребенка. Отсюда и самая большая проблема современного художественно-эстетического воспитания на первоначальном этапе, этапе дополнительного образования детей состоит в том, что ради выращивания одной «звездочки», которая в дальнейшем станет профессионалом, часто «теряют» многих будущих просто хороших любителей и ценителей искусства, занимающихся им для себя. Бывает, что после окончания школы ребенок редко подходит к музыкальному инструменту.

Педагог должен кооперироваться в своей деятельности с другими специалистами учреждения и родителями в поддержке ребенка. Педагог дополнительного образования должен уметь «вырываться» из стереотипов поведения, ориентироваться и приводить в соответствие все имеющиеся ресурсы: действовать здесь и теперь.

В связи с этим обстоятельством, особенностью разработки концепции деятельности школ искусств является учет «особого» результата ее музыкально-педагогической работы, который выражается не столько в усвоении художественных знаний, умений и навыков, сколько в особом эмоциональном переживании художественного содержания, и, как следствие, в освоении системы ценностей мира через приобщение к эмоционально-ценностному опыту поколений.

Анализ деятельности школ искусств позволил выявить и еще ряд проблем, таких как:

в качестве педагогов нередко выступают специалисты, пришедшие из разных учреждений культуры и искусства - художники, режиссеры, актеры, танцоры, певцы, музыканты и др. Поменяв предмет профессиональной деятельности, они стали педагогами. То есть, в практике системы дополнительного образования детей к ребенку такой педагог идет со своим «делом»;

не полностью отработаны показатели результативности деятельности педагогов детских творческих коллективов школы. Педагог дополнительного образования для успешной работы должен обладать следующим комплексом профессионально-значимых качеств: общей культурой личности (эрудиция, образованность, стремление к постоянному самосовершенствованию, ценностные ориентации, привлекательные личностные качества, внешний вид и др.); психолого-педагогической культурой (знание основ общей, возрастной, педагогической и социальной (психологии искусств и пр.) психологии, педагогики, владение основами педагогической поддержки; знание специфики работы с разными категориями детей - одаренными, с ограниченными возможностями здоровья, «группы риска» и др., индивидуальный подход к обучающимся, мастерство работы в индивидуальном режиме, в условиях малой группы или большого коллектива и др.); профессиональной культурой (специальные теоретические знания и способы деятельности, владение методиками и новыми образовательными технологиями в художественно-эстетической области и др.); коммуникативной культурой (позитивное отношение к детям, родителям, коллегам, способность к сотворчеству, сотрудничеству, сопереживанию с членами своего творческого объединения, бережное отношение к индивидуальности ребенка, владение речью, мимикой, пластикой и др.); организационной культурой (мобильность соотношения управленческих и исполнительских функций, координация деятельности детского объединения, контроль и проверка исполнения, анализ деятельности и обобщение результатов, аргументация предъявляемых требований, умение использовать обучающие, досуговые и прочие формы деятельности); творческой и исследовательской культурой (инициатива, нестандартность мышления, предприимчивость, позитивное отношение к инновациям, гипотетичность, способность к обобщению и трансформации имеющегося собственного опыта и опыта коллег, включенность в опытно-экспериментальную работу, совершенствование образовательной программы, создание авторской программы, нахождение новых способов, приемов, нестандартных задач и др.).

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Методы и способы контроля и проверки по курсу «Трудовое обучение» в современной отечественной начальной школе
Метод контроля – «это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса». Эти действия «должны обеспечивать систематическое, полное, точное и операт ...

Отдельные эпизоды из жизни семьи
Первые годы – самые трудные. Оставшись в Сибири, бабушкины родители привыкли к ней и полюбили. Сразу после войны, конечно, было очень трудно и голодно. Жили в маленькой квартирке в доме барачного типа. Не было вторых оконных рам чтобы утеплиться на зиму. Дров им, приезжим, взять было негде. Всё лет ...

Средства обучения техническим и тактическим приёмам игры волейбол
Существует взаимная зависимость и неразрывная связь между физической подготовкой и обучением технике волейбола, между обучением тактике и технике, а также между физической подготовкой и формированием тактических умений. Чтобы эффективно и рационально использовать в спортивной подготовке юных волейб ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru