BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Интеграционные процессы в высшем образовании Европы до Болонского процесса

Интеграционные процессы в высшем образовании Европы до Болонского процесса

Страница 3

Изучая данный этап европейского сотрудничества в области образования, нужно иметь ввиду, что в 1950-е гг. сфера образования не была на переднем крае европейской интеграции. В этом свете, к знаменитой формуле европейской интеграции Жана Моннэ «Сначала экономика, потом – политика» можно добавить «….и культура». Решения в сфере образования, принимавшиеся европейскими политиками, исходили не только и не столько из потребностей сферы образования; во многом, они диктовались необходимостью послевоенного сплочения Европы, в том числе, в свете начавшейся холодной войны, а также проблемой нехватки высококвалифицированных кадров, на что прямо указывает вступительная часть конвенции 1956 г. Это объясняет фрагментарный характер принятых решений. Последний также был связан с отсутствием общепринятых принципов и механизмов международного сотрудничества в сфере образования. Оно рассматривались лишь как часть более широкого сотрудничества в культурных и научных сферах. Подтверждает это первая статья Устава Совета Европы гласившая, что цель организации будет достигаться посредством «соглашений и проведения совместных действий в экономической, культурной, научной, правовой и административных областях…». Примечательно, что вопросы, относящиеся к образованию, рассматривались в организациях культурной и научной направленности (Европейский Культурный Фонд, Комитет по культурным и научным вопросам СЕ).

В целом, характеризуя данной этап, можно сказать, что международное сотрудничество в области высшего образования развивалось в рамках традиций предшествующего времени, хотя появляется ряд симптоматичных фактов, свидетельствующих о приближении перемен. К числу этих фактов нужно отнести появление постоянных наднациональных институтов в сфере образования и создание правовой базы международного сотрудничества.

Вслед за отечественной исследовательницей О.В.Арсентьевой, период 1957-1976 гг. можно охарактеризовать как подготовительно-организационный. На этом этапе происходила выработка механизмов и принципов, ставших в последствии базой для дальнейшей интеграции. Как уже было отмечено, определенным рубежом является договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества 1957 г. Этот договор предусматривал создание общего рынка и сближение экономической политики государств-членов, «устранение препятствий к свободному передвижению товаров, физических лиц, услуг и капитала между странами-членами». Тем самым создавались объективные предпосылки к интеграции в образовании. Однако договор практически обходил стороной вопросы академического сотрудничества. Собственно, сфера образования затрагивались только тремя статьями договора. Подобная «невнимательность» договора к вопросам образования объясняется тем, что они рассматривались как область компетенции национальных правительств, что нашло позже выражение в применении принципа субсидиарности.

Вкратце осветим содержание этих статьей. Одна из статьей главы, посвященной правам иностранных граждан на жительство и работу, предполагала возможность принятия Советом Европейского сообщества директив о взаимном признании дипломов, сертификатов и других документов об образовании. Статья 118 раздела о социальной политике определяла, что Комиссия Европейского Сообщества должна «…содействовать тесному сотрудничеству между странами-членами в социальной области», в том числе, в сфере образования и профессиональной подготовки. Наконец, еще одна статья социального раздела наделяла Совет Министров Европейского Сообщества правом установления общих принципов для развития совместной политики в области профессионального образования, которая могла бы «способствовать гармоничному развитию национальных экономик и общего рынка». Таким образом, образование становилось сферой компетенции Комиссии и Совета.

Подписание договора дало новый импульс работе по выработке принципов совместной политики в области образования. Не останавливаясь на этом вопросе подробно, тем более, что он освещен в статье М.В.Ларионовой, представим основные результаты этой работы. Они отражены в трех документах: в «Общих принципах реализации общей политики в сфере профессионального образования» и «Общих ориентиров формирования программы Сообщества в сфере профессионального образования», принятых Советом соответственно в 1963 г. и 1971 г., и резолюция министров образования стран Сообщества «О сотрудничестве в сфере образования» 1974 г. Первым документом был создан Консультативный комитет при Комиссии для координации сотрудничества в сфере профессионального образования. Им же были определены десять принципов, заложивших фундамент процесса формирования общеевропейского пространства высшего образования. Первый принцип определял, что страны-участницы договариваются об общих целях, принципах и обязательствах по их реализации, оставляя достаточную степень свободы для собственных действий. Второй принцип наметил фундаментальные цели общей политики, среди которых впервые появилась задача по развитию непрерывного образования. Третий принцип формулировал необходимость прогнозирования рынка труда и развития служб информации, ориентации и профессионального консультирования в сфере образования. Четвертый и пятый принципы определяли роль Комиссии Европейского Сообщества. Она должна была не только способствовать реализации поставленных задач, но и формулировать предложения для стран-членов Сообщества по адаптации существующих структур, подготовке многосторонних и двухсторонних соглашений, осуществлять исследования в сфере образования и его мониторинг и др. Шестой принцип зафиксировал необходимость обмена опытом в сфере профессионального образования, в том числе через программы обмена и совместные семинары. Восьмой принцип определял задачу «подготовить с учетом разных профессий стандартизированное описание основных квалификаций для различных уровней подготовки и гармонизацию на этой основе профессиональных стандартов». Несмотря на то, что принятие принципов не дало сиюминутного результата, опыт был учтен при выработке нового программного документа в 1971 г., который определил необходимость в дифференцированном подходе к краткосрочным и долгосрочным проектам, в учете структурных изменений экономики в профессиональной подготовке, в разработке методов «выравнивания» стандартов подготовки, в принятии общей терминологии. Наконец, резолюция 1974 г. определяла следующие принципы: сотрудничество должно быть адаптировано к специфике и потребностям сферы образования, образование не может рассматриваться исключительно как компонент экономической жизни, сотрудничество должно учитывать национальные традиции. Также выдвигались на повестку дня вопросы улучшения возможностей академического признания дипломов и периодов обучения, поощрения академической мобильности, равенства доступа и т.д. Для реализации совместной политики в области образования в рамках ЕЭС в середине 1970-х были созданы Комитет по образованию, состоящий из представителей стран-членов и Комиссии Европейского Сообщества, и Европейский центр по развитию профессиональной подготовки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru