BriefEducation
Образование: теория и практика » Роль юмора в воспитании » Генетическое свойство юмора как средства снятия напряжения в воспитательном процессе

Генетическое свойство юмора как средства снятия напряжения в воспитательном процессе

Страница 1

Юмор (англ.) - веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии.

Примерная классификация юмористических воспитательных приемов:

- Намек - указание педагога на факт, сходный по смыслу с тем или иным поступком учащихся либо с ситуацией, в которую попали взаимодействующие субъекты.

- Ирония - способ, в котором воспитатель уходит от прямого замечания, обвинения, выговора; для этого он в возникшей воспитательной ситуации противопоставляет действительный смысл произносимой фразы, несколько иной, чаще всего изысканно-галантной форме её выражения

- Каламбур (или способ двойного истолкования случившегося события, возникшей ситуации или проблемы) достигается за счет игры слов, применения оригинального хода мысли.

- Гротеск - юмористический прием сознательного воспитательного воздействия, основанный на преувеличении или преуменьшении типичных характеристик того или иного человека, явления, ситуации, жизненного события.

- Парадокс - сознательное изменение привычно употребляемой формулировки, произносимой назидательной сентенции из ожидаемого в неожиданный ракурс.

- Псевдоконтраст - ложное противопоставление; способ, в котором педагог внешне противопоставляет заключительную часть произносимой им утвердительной фразы или суждения ее началу, на самом же деле - усиливает свою первоначальную мысль.

Для воспитателя развивать в себе и в своих воспитанниках чувство юмора это значит содействовать росту творческого потенциала своей личности и личности подростков, хотя бы потому, что юмор является эффективным средством преодоления стрессовых состояний личности так как обладает набором особых генетических свойств, проявляющихся одновременно. Это отражение значимости объектов и ситуаций, действующих на личность, обусловленных отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Важнейшее свойство юмора – способность производить эмоциональное отстранение. Другим значимым качеством юмора является способность ослаблять напряжение, как в структуре одной личности, так и в процессе межличностного взаимодействия. Еще одним важным праксеологическим качеством юмора является способность личности достигать кратчайшим путем объективного взгляда на бытие и свое место в нем. Рассмотрим подробнее механизмы выделенных свойств юмора.

В ситуации повышенной значимости объекта для личности, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта, происходит снижение уровня адаптации. При этом сильные эмоциональные состояния могут вызываться как биологическими факторами, так и социальными оценками, санкциями. Свойство юмора производить эмоциональное отстранение описывалось исследователями со времен античности. Это отмечалось в трудах Аристотеля (шутка есть ослабление напряжения), Квинтилиана (умственная разрядка, отдых, снятие напряженности).

Согласно Ф.Шлегелю, ирония – это такое расположение духа, когда на все смотрят сквозь пальцы, бесконечно поднимаются над всем ограниченным, так же, как и над собственным искусством, добродетелью или гениальностью.

Как следствие эмоционального отстранения в кризисной ситуации, юмор помогает найти нужную психологическую дистанцию и таким образом сформировать более адекватную реакцию личности. Эмоциональное отстранение приводит к ослаблению напряжения. И.Бабель подчеркивал: «У всякого глупца хватает причин для уныния, и только мудрец разрывает смехом завесу бытия».

З.Фрейд также подчеркивает, что юмор – высшая из защитных функций. Это дополнительно усиливает интерес исследователей к генетическому свойству юмора – ослаблению напряжения в кризисных ситуациях. В яркой, афористичной форме это свойство юмора удалось передать А.Бергсону: «Комическое – мгновенная анестезия сердца».

Эмоциональное отстранение, ослабление напряженности в кризисных состояниях личности приводит к более объективному восприятию мира. Подчеркивая роль иронии Сократа, предлагавшей насладиться диалектикой мышления при поиске истины и моральных ценностей, А. Лосев писал, что эта ирония имеет своей целью изменять жизнь к лучшему и быть активным рычагом во всем воспитании человека».

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Педагогика свободного воспитания
В1973г. в Англии на 91-м году жизни скончался "последний клас­сик" свободного воспитания, создатель и бессменный руководитель ле­гендарной школы Саммерхил Александр Нил (Нейлл). На протяжении всей своей долгой жизни он, словом и делом отстаивал право ребенка жить и развиваться свободно уж ...

Подготовка учителя к урокам повторения
Школьная практика показывает, что проблема своевременного предупреждения забывания путем повторений является весьма важной и вместе с тем сложной задачей, требующей от учителя, прежде всего, значительной профессиональной подготовки. Часто повторение пройденного сводится к стереотипному воспроизведе ...

Понятие индивидуальной формы обучения
Система индивидуального обучения сложилась ещё в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал опыт посредством говорящих знаков своему потенциальному приемнику, занимаясь с ним индивидуальн ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru