BriefEducation
Образование: теория и практика » Роль юмора в воспитании » Генетическое свойство юмора как средства снятия напряжения в воспитательном процессе

Генетическое свойство юмора как средства снятия напряжения в воспитательном процессе

Страница 1

Юмор (англ.) - веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии.

Примерная классификация юмористических воспитательных приемов:

- Намек - указание педагога на факт, сходный по смыслу с тем или иным поступком учащихся либо с ситуацией, в которую попали взаимодействующие субъекты.

- Ирония - способ, в котором воспитатель уходит от прямого замечания, обвинения, выговора; для этого он в возникшей воспитательной ситуации противопоставляет действительный смысл произносимой фразы, несколько иной, чаще всего изысканно-галантной форме её выражения

- Каламбур (или способ двойного истолкования случившегося события, возникшей ситуации или проблемы) достигается за счет игры слов, применения оригинального хода мысли.

- Гротеск - юмористический прием сознательного воспитательного воздействия, основанный на преувеличении или преуменьшении типичных характеристик того или иного человека, явления, ситуации, жизненного события.

- Парадокс - сознательное изменение привычно употребляемой формулировки, произносимой назидательной сентенции из ожидаемого в неожиданный ракурс.

- Псевдоконтраст - ложное противопоставление; способ, в котором педагог внешне противопоставляет заключительную часть произносимой им утвердительной фразы или суждения ее началу, на самом же деле - усиливает свою первоначальную мысль.

Для воспитателя развивать в себе и в своих воспитанниках чувство юмора это значит содействовать росту творческого потенциала своей личности и личности подростков, хотя бы потому, что юмор является эффективным средством преодоления стрессовых состояний личности так как обладает набором особых генетических свойств, проявляющихся одновременно. Это отражение значимости объектов и ситуаций, действующих на личность, обусловленных отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Важнейшее свойство юмора – способность производить эмоциональное отстранение. Другим значимым качеством юмора является способность ослаблять напряжение, как в структуре одной личности, так и в процессе межличностного взаимодействия. Еще одним важным праксеологическим качеством юмора является способность личности достигать кратчайшим путем объективного взгляда на бытие и свое место в нем. Рассмотрим подробнее механизмы выделенных свойств юмора.

В ситуации повышенной значимости объекта для личности, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта, происходит снижение уровня адаптации. При этом сильные эмоциональные состояния могут вызываться как биологическими факторами, так и социальными оценками, санкциями. Свойство юмора производить эмоциональное отстранение описывалось исследователями со времен античности. Это отмечалось в трудах Аристотеля (шутка есть ослабление напряжения), Квинтилиана (умственная разрядка, отдых, снятие напряженности).

Согласно Ф.Шлегелю, ирония – это такое расположение духа, когда на все смотрят сквозь пальцы, бесконечно поднимаются над всем ограниченным, так же, как и над собственным искусством, добродетелью или гениальностью.

Как следствие эмоционального отстранения в кризисной ситуации, юмор помогает найти нужную психологическую дистанцию и таким образом сформировать более адекватную реакцию личности. Эмоциональное отстранение приводит к ослаблению напряжения. И.Бабель подчеркивал: «У всякого глупца хватает причин для уныния, и только мудрец разрывает смехом завесу бытия».

З.Фрейд также подчеркивает, что юмор – высшая из защитных функций. Это дополнительно усиливает интерес исследователей к генетическому свойству юмора – ослаблению напряжения в кризисных ситуациях. В яркой, афористичной форме это свойство юмора удалось передать А.Бергсону: «Комическое – мгновенная анестезия сердца».

Эмоциональное отстранение, ослабление напряженности в кризисных состояниях личности приводит к более объективному восприятию мира. Подчеркивая роль иронии Сократа, предлагавшей насладиться диалектикой мышления при поиске истины и моральных ценностей, А. Лосев писал, что эта ирония имеет своей целью изменять жизнь к лучшему и быть активным рычагом во всем воспитании человека».

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Образование как общественная и государственная ценность
Образование - это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время - это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному и ...

Цели и структура правового образования в школе и деятельность учителя права по их реализации
Воспитание и самовоспитание соучастников образовательной деятельности снова становится актуальной общественной проблемой развития современной системы образования. Однако, традиционное для нашей школы понимание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, прививающего ему потребные обще ...

Уровни познавательной активности
Низкий уровень. Учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. При восприятии учебной задачи эти учащиеся ...

Разделы

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru