BriefEducation
Образование: теория и практика » Роль юмора в воспитании » Генетическое свойство юмора как средства снятия напряжения в воспитательном процессе

Генетическое свойство юмора как средства снятия напряжения в воспитательном процессе

Страница 2

Характеризуя юмор как воспитательное средство, необходимо, прежде всего, определить его функции в педагогической деятельности, то есть задачи, которые решаются в процессе использования юмора.

Функции юмора в педагогической деятельности:

1. Информативная функция

Учитель, использующий юмор, не только передает некую информацию о предмете речи, но и проявляет себя как личность (выражает личное отношение к происходящему, а также проявляет умение учитывать индивидуальные особенности ученика).

Чувство юмора в процессе общения, выраженное в утонченном острословии (каламбуре, анекдоте, юмореске, карикатуре) характеризует культуру, такт и ум человека, создающего комическую ситуацию.

Кроме того, при помощи юмора воспитатель может выразить личное отношение к происходящему, а также проявить умение учитывать мнение ребенка. Последнее приобретает большую значимость, поскольку по реакции собеседника воспитатель сам получает информацию о нем, в частности, о его возможности понимать и принимать юмор.

2. Эмоциональная функция

Юмор обеспечивает удовлетворительное самочувствие в любой ситуации.

Он позволяет менее болезненно приспособиться к изменившимся условиям.

Практика показывает, что чем выше у участников воспитательного процесса способность понимать и создавать юмор, использовать его для преодоления трудных ситуаций, тем менее выражено у них симптомы депрессии - сниженное настроение, низкая самооценка, безнадежное восприятие своего будущего.

Юмор может выступать как средство снятия психологического напряжения, психологической разрядки, создания творческого самочувствия и, в конечном итоге, способствовать эффективности совместной деятельности. Кроме того, с помощью юмора можно управлять групповыми настроениями, создавать условия для коллективных действий, да и формировать коллектив учащихся. А. Моди из США в книге «О смехе, или целительная сила юмора» писал, что способность человека смеяться такой же важный показатель его здоровья, как и все другие. Человек чувствует себя значительно лучше, когда готов пошутить или посмеяться.

Юмор может выступать как средство собственной эмоциональной поддержки и эмоциональной поддержки воспитуемых.

3. Мотивационная функция

Юмор выступает как стимул самовоспитания и стимулирует поиск новых средств оценки.

Безусловно, шутка иногда может быть педагогически целесообразной в большей степени, чем наказание или строгий выговор. Кроме того, юмор - это средство выражения индивидуальности как воспитателя, так и воспитуемого. Остроумному воспитателю всегда легче найти нестандартное решение педагогической задачи. К такому воспитателю «тянутся» дети.

4. Регулирующая функция

Юмор регулирует отношения между людьми.

Иногда, чтобы вступить в общение, воспитатель начинает с остроумного замечания или рассказа о забавной истории. Заставить человека рассмеяться - значит войти с ним в эмоциональный контакт, вызвать к себе расположение и в какой-то мере доверие.

Выступая как средство сплочения, юмор способствует благоприятному разрешению конфликтных ситуаций, в результате чего конфликт будет исчерпан. Являясь основой доброжелательных отношений между участниками взаимодействия, юмор предполагает наличие позитивных намерений и положительного идеала у каждого из них.

Общепризнанные этические требования к эффективному использованию юмора в качестве специфического приема воспитательного взаимодействия:

- нельзя подвергать осмеянию личность ребенка, можно смеяться лишь над отдельной чертой его характера либо конкретным поступком;

- высмеивать можно только то, что учащийся может исправить, изменить;

- не стоит первым начинать смеяться над собственной шуткой, даже очень удачной;

- грубые и пошлые шутки есть свидетельство низкой внутренней культуры человека;

- никакая шутка не должна унижать достоинство человека;

- не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольный промах школьника;

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Задачи развития словесной памяти
В процессе обучения глухих необходимо помогать им овладеть запоминанием на длительный срок. Нужно следить не только за тем, чтобы запоминаемый материал был полностью понят детьми. Следует также, чтобы дети овладевали приемами произвольного запоминания. Пользование такими приемами облегчает последую ...

Среднее профессиональное образование
Выбор профессиональной ориентации образования осуществляется учащимися в третьем классе колледжа. Как правило, по этому пути идет не слишком успевающая в учебе молодежь. Профессиональное образование предоставляется в профессиональных лицеях, а также в центрах ученичества. Профессиональные лицеи гот ...

Виды, механизмы готовности ребенка к школе
Рассмотрим некоторые виды готовности к школьному обучению: 1) Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" п ...

Разделы

© 2023 Copyright www.briefeducation.ru