BriefEducation
Образование: теория и практика » Роль юмора в воспитании » Генетическое свойство юмора как средства снятия напряжения в воспитательном процессе

Генетическое свойство юмора как средства снятия напряжения в воспитательном процессе

Страница 2

Характеризуя юмор как воспитательное средство, необходимо, прежде всего, определить его функции в педагогической деятельности, то есть задачи, которые решаются в процессе использования юмора.

Функции юмора в педагогической деятельности:

1. Информативная функция

Учитель, использующий юмор, не только передает некую информацию о предмете речи, но и проявляет себя как личность (выражает личное отношение к происходящему, а также проявляет умение учитывать индивидуальные особенности ученика).

Чувство юмора в процессе общения, выраженное в утонченном острословии (каламбуре, анекдоте, юмореске, карикатуре) характеризует культуру, такт и ум человека, создающего комическую ситуацию.

Кроме того, при помощи юмора воспитатель может выразить личное отношение к происходящему, а также проявить умение учитывать мнение ребенка. Последнее приобретает большую значимость, поскольку по реакции собеседника воспитатель сам получает информацию о нем, в частности, о его возможности понимать и принимать юмор.

2. Эмоциональная функция

Юмор обеспечивает удовлетворительное самочувствие в любой ситуации.

Он позволяет менее болезненно приспособиться к изменившимся условиям.

Практика показывает, что чем выше у участников воспитательного процесса способность понимать и создавать юмор, использовать его для преодоления трудных ситуаций, тем менее выражено у них симптомы депрессии - сниженное настроение, низкая самооценка, безнадежное восприятие своего будущего.

Юмор может выступать как средство снятия психологического напряжения, психологической разрядки, создания творческого самочувствия и, в конечном итоге, способствовать эффективности совместной деятельности. Кроме того, с помощью юмора можно управлять групповыми настроениями, создавать условия для коллективных действий, да и формировать коллектив учащихся. А. Моди из США в книге «О смехе, или целительная сила юмора» писал, что способность человека смеяться такой же важный показатель его здоровья, как и все другие. Человек чувствует себя значительно лучше, когда готов пошутить или посмеяться.

Юмор может выступать как средство собственной эмоциональной поддержки и эмоциональной поддержки воспитуемых.

3. Мотивационная функция

Юмор выступает как стимул самовоспитания и стимулирует поиск новых средств оценки.

Безусловно, шутка иногда может быть педагогически целесообразной в большей степени, чем наказание или строгий выговор. Кроме того, юмор - это средство выражения индивидуальности как воспитателя, так и воспитуемого. Остроумному воспитателю всегда легче найти нестандартное решение педагогической задачи. К такому воспитателю «тянутся» дети.

4. Регулирующая функция

Юмор регулирует отношения между людьми.

Иногда, чтобы вступить в общение, воспитатель начинает с остроумного замечания или рассказа о забавной истории. Заставить человека рассмеяться - значит войти с ним в эмоциональный контакт, вызвать к себе расположение и в какой-то мере доверие.

Выступая как средство сплочения, юмор способствует благоприятному разрешению конфликтных ситуаций, в результате чего конфликт будет исчерпан. Являясь основой доброжелательных отношений между участниками взаимодействия, юмор предполагает наличие позитивных намерений и положительного идеала у каждого из них.

Общепризнанные этические требования к эффективному использованию юмора в качестве специфического приема воспитательного взаимодействия:

- нельзя подвергать осмеянию личность ребенка, можно смеяться лишь над отдельной чертой его характера либо конкретным поступком;

- высмеивать можно только то, что учащийся может исправить, изменить;

- не стоит первым начинать смеяться над собственной шуткой, даже очень удачной;

- грубые и пошлые шутки есть свидетельство низкой внутренней культуры человека;

- никакая шутка не должна унижать достоинство человека;

- не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольный промах школьника;

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Методика обучения решению составных задач на нахождение неизвестного по двум разностям
Задача на нахождение неизвестного по двум разностям включает три величины, связанные пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна или больше постоянных, причем даны два или более значений одной переменной и разность соответствующих значений другой переменной, а сами значения этой пер ...

В.П. Васильев – представитель казанской школы Востоковедения
В.П. Васильев всю свою жизнь посвятил изучению Китая. Огромное количество работ В.П. Васильева по буддологии, по истории и географии Китая и сопредельных с ним стран, китайской и маньчжурской филологии по сей день привлекают внимание многих исследователей. В 1856 году З.И. Горбачев, Н.А. Петров, Г. ...

Традиционные и инновационные технологии правового обучения
О сочетании традиционных и инновационных технологий в правовом обучении Слово «инновация» появилось в исследованиях ученых XIX в. и означало введение отдельных элементов культуры в другую среду. Такое значение этого понятия сохранилось в современной этнографии. Педагогические инновации стали предме ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru