BriefEducation
Образование: теория и практика » Система логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников » Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения

Страница 1

Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся недостатков устной и письменной речи. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями и сопутствующей им педагогической запущенности. Вот почему особое внимание учитель-логопед общеобразовательной школы должен уделять школьникам первых классов. Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяет не только предупредить появление у этих детей нарушение чтения и письма, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по родному языку. Из вышесказанного следует, что эффективность коррекционного воздействия определяется уровнем ранней диагностики всех проявлений речевой неполноценности, в том числе и нарушение чтения. Поэтому основная задача учителя – логопеда правильно оценить все проявления речевого нарушения каждого ученика.

Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать выявлять недостатки устной и письменной речи у детей, устранять их, тем легче будет ребенку учиться в школе.

Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу 1 класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, т. к. информация плохо усваивается, чтение становится механическим с множественными ошибками, без понимания материала. Нарушения процесса чтения отрицательно влияет не только на процесс обучения, но и на психическое развитие ребенка в целом.

Традиционно в методической литературе выделяют следующие коррекционные задачи, направленные на предупреждение трудностей в формировании навыка чтения:

– развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;

– совершенствование зрительно-пространственного восприятия;

– формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;

– развитие слухового восприятия.

Методы и приемы профилактической работы можно разделить на два

направления.

Первое направление.

1. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти:

– расширение поля зрения;

– выработка устойчивости;

– переключаемости;

– увеличения объема зрительного внимания и памяти;

– развитие стереогноза.

2. Развитие зрительно-моторной координации:

– развитие глазодвигательных движений;

– улучшение ощущений артикуляционных поз идвижений;

– формирование восприятия различной модальности;

– развитие тактильных ощущений;

– развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики;

– развитие формообразующих движений при изображении заданных фигур.

3. Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела:

– выработка представлений о схемах лица и тела;

– развитиесоответствующих навыков ориентировки в пространстве;

– активизация ощущений тела как системы координат;

– формирование пространственного моделирования и конструктивного праксиса.

4. Развитие пространственно-временных представлений:

– ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих целое;

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Исследование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье в трудах отечественных специалистов
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это "адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя ил ...

Химические свойства белков
1) Гидролиз – полный распад белковой молекулы на отдельные аминокислоты (происходит под действием ферментов – биологических катализаторов). 2) Горение . Белки горят с образованием азота, углекислого газа и воды, а также некоторых продуктов неполного распада. Горение сопровождается характерным запах ...

Из истории вопроса о семейном воспитании
Семья – это одна из основных ценностей, признаваемых обществом во все времена. Данная ценность является непреходящей. Она никогда не утратит своей значимости, нужности, переходящей в необходимость. Ее не сможет заменить ни один социальный институт, каким бы совершенным он ни был. На данном этапе до ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru