BriefEducation
Образование: теория и практика » Система логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников » Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения

Страница 1

Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся недостатков устной и письменной речи. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями и сопутствующей им педагогической запущенности. Вот почему особое внимание учитель-логопед общеобразовательной школы должен уделять школьникам первых классов. Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяет не только предупредить появление у этих детей нарушение чтения и письма, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по родному языку. Из вышесказанного следует, что эффективность коррекционного воздействия определяется уровнем ранней диагностики всех проявлений речевой неполноценности, в том числе и нарушение чтения. Поэтому основная задача учителя – логопеда правильно оценить все проявления речевого нарушения каждого ученика.

Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать выявлять недостатки устной и письменной речи у детей, устранять их, тем легче будет ребенку учиться в школе.

Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу 1 класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, т. к. информация плохо усваивается, чтение становится механическим с множественными ошибками, без понимания материала. Нарушения процесса чтения отрицательно влияет не только на процесс обучения, но и на психическое развитие ребенка в целом.

Традиционно в методической литературе выделяют следующие коррекционные задачи, направленные на предупреждение трудностей в формировании навыка чтения:

– развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;

– совершенствование зрительно-пространственного восприятия;

– формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;

– развитие слухового восприятия.

Методы и приемы профилактической работы можно разделить на два

направления.

Первое направление.

1. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти:

– расширение поля зрения;

– выработка устойчивости;

– переключаемости;

– увеличения объема зрительного внимания и памяти;

– развитие стереогноза.

2. Развитие зрительно-моторной координации:

– развитие глазодвигательных движений;

– улучшение ощущений артикуляционных поз идвижений;

– формирование восприятия различной модальности;

– развитие тактильных ощущений;

– развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики;

– развитие формообразующих движений при изображении заданных фигур.

3. Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела:

– выработка представлений о схемах лица и тела;

– развитиесоответствующих навыков ориентировки в пространстве;

– активизация ощущений тела как системы координат;

– формирование пространственного моделирования и конструктивного праксиса.

4. Развитие пространственно-временных представлений:

– ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих целое;

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Разработка автоматизированной системы оценки качества деятельности преподавателей кафедры
В качестве объекта исследования выступает кафедра «Информационные системы в экономике» (ИСЭ). На протяжении многих лет она устойчиво занимает одно из ведущих мест среди аналогичных подразделений Алтайского государственного технического университета им. И.И.Ползунова. Кафедра ИСЭ ведет подготовку ин ...

Анализ эффективности использования электронных форм обучения
Изменение форм учебной и педагогической деятельности обусловлено применением мультимедиа средств и приводит к перераспределению нагрузки преподавателей и студентов. Использование мультимедиа в учебном процессе позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности студентов, активизировать ...

Основы формирования речевых навыков и умений аудирования
Термин «аудирование» («Listening comprehension», «Hörverstehen», «Compréhension orale» – в зарубежной методике) был введен в отечественную методику не так давно и означает процесс восприятия и понимания речи на слух. Аудирование – единственный вид речевой деятельности, при котором от ли ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru