Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся недостатков устной и письменной речи. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями и сопутствующей им педагогической запущенности. Вот почему особое внимание учитель-логопед общеобразовательной школы должен уделять школьникам первых классов. Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяет не только предупредить появление у этих детей нарушение чтения и письма, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по родному языку. Из вышесказанного следует, что эффективность коррекционного воздействия определяется уровнем ранней диагностики всех проявлений речевой неполноценности, в том числе и нарушение чтения. Поэтому основная задача учителя – логопеда правильно оценить все проявления речевого нарушения каждого ученика.
Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать выявлять недостатки устной и письменной речи у детей, устранять их, тем легче будет ребенку учиться в школе.
Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу 1 класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, т. к. информация плохо усваивается, чтение становится механическим с множественными ошибками, без понимания материала. Нарушения процесса чтения отрицательно влияет не только на процесс обучения, но и на психическое развитие ребенка в целом.
Традиционно в методической литературе выделяют следующие коррекционные задачи, направленные на предупреждение трудностей в формировании навыка чтения:
– развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;
– совершенствование зрительно-пространственного восприятия;
– формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;
– развитие слухового восприятия.
Методы и приемы профилактической работы можно разделить на два
направления.
Первое направление.
1. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти:
– расширение поля зрения;
– выработка устойчивости;
– переключаемости;
– увеличения объема зрительного внимания и памяти;
– развитие стереогноза.
2. Развитие зрительно-моторной координации:
– развитие глазодвигательных движений;
– улучшение ощущений артикуляционных поз идвижений;
– формирование восприятия различной модальности;
– развитие тактильных ощущений;
– развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики;
– развитие формообразующих движений при изображении заданных фигур.
3. Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела:
– выработка представлений о схемах лица и тела;
– развитиесоответствующих навыков ориентировки в пространстве;
– активизация ощущений тела как системы координат;
– формирование пространственного моделирования и конструктивного праксиса.
4. Развитие пространственно-временных представлений:
– ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих целое;
Материалы по педагогике:
Традиционные и инновационные технологии правового обучения
О сочетании традиционных и инновационных технологий в правовом обучении Слово «инновация» появилось в исследованиях ученых XIX в. и означало введение отдельных элементов культуры в другую среду. Такое значение этого понятия сохранилось в современной этнографии. Педагогические инновации стали предме ...
Подготовка учителя к
урокам повторения
Школьная практика показывает, что проблема своевременного предупреждения забывания путем повторений является весьма важной и вместе с тем сложной задачей, требующей от учителя, прежде всего, значительной профессиональной подготовки. Часто повторение пройденного сводится к стереотипному воспроизведе ...
Формы и методы
социально-педагогической поддержки
Вся воспитательная работа по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» строится на следующих принципах: принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются); принцип коллективной деятельности ...