BriefEducation
Образование: теория и практика » Основы педагогического общения и деятельности классного руководителя » Основы педагогического общения

Основы педагогического общения

Страница 1

1. Заполните таблицу. Охарактеризуйте влияние стиля педагогического общения на личностное развитие ребенка

Черты стиля

Влияние на развитие личности

1

2

Авторитарный стиль:

позиция взрослого «над ребенком» (доминирует внешний императив)

ребенок занимает позицию ведомого

приемы жесткого руководства

(принуждение, давление, насилие)

нивелируется индивидуальность

функционально-ролевой уровень взаимодействия

личностно-отчужденный тип взаимоотношений

внимание на негативе, недоверие к ребенку

нет самостоятельности и инициативности;

заниженная самооценка;

развивает культ силы;

в общении с людьми искаженное понимание ценностей;

навыки полного подчинения;

тормозится развитие способности к саморегуляции поведения;

состояние незащищенности.

Либеральный (попустительский) стиль:

педагог устраняется от управления группой

педагог становится рядовым участником либо находится вне деятельности

ведущий метод – наблюдение

тактика невмешательства

вмешательство в дела группы в форме объяснения, совета, рекомендации

игнорируются методы наказания

развивает своеволие, безответственность;

отсутствие совместной деятельности;

ведет к панибратству или отчуждению;

не способствует развитию активности;

не побуждает к инициативе, самостоятельности.

Демократический стиль:

• участие школьников в определении целей и задач деятельности

• учащиеся становятся соруководителями дела, организаторами его подготовки, разработчиками планов, авторами анализа и оценок прошедшего

• участие в совместной деятельности

• равнопартнерские, открытые

• взаимопринятие

• открытое обсуждение проблем, совместное принятие решений

• активно-положительное отношение к учащимся

• личностно-смысловой уровень взаимоотношений

развивается творчество, инициативность, коммуникативность;

саморегуляция поведения;

уверенность в своих силах;

самостоятельность;

активность;

развитие нравственных установок;

учебная мотивация;

ответственность;

отзывчивость

Каково назначение невербальных средств в педагогическом общении? Какие невербальные средства (жесты, мимика, осанка и т. д.) помогают педагогу выразить расположение к учащимся, показать искреннюю заинтересованность?

Использование на уроках приемов невербального общения способствует не только более глубокому пониманию учебного материала, активизации внимания учеников, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития.

Бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д. Использование прикосновения очень важно при работе с детьми особенно младшего школьного возраста. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к работе отвлекшегося ученика, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного; отметить удачный ответ. Исследования отмечают, что существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами с детьми на уроке, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что создает рабочий круг внимания. Чередование, переключение взгляда важно и при выслушивании ответа. Учитель, взглядывая на отвечающего, дает понять, что он слышит ответ. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех остальных детей к отвечающему. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь. пространственные факторы общения использует любой педагог, интуитивно выбирая оптимальное расстояние от слушателей; при этом большое значение имеет характер взаимоотношений с аудиторией, размеры помещения, размер группы. Он может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений с учениками, но соблюдать при этом осторожность, так как чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным. Большую роль играют жесты в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т.д. В общении учителя с учениками большое значение имеет и тон речи. В интонации проявляются те переживания, которые сопровождают речь учителя, обращенную к ребенку, и он реагирует на них. Ребенок удивительно точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, он обладает исключительным «эмоциональным слухом», расшифровывает не только содержание, смысл сказанных слов, но и отношение к нему со стороны других.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Рисование «Украсим рукавичку домик»
Учить детей рисовать по мотивам сказки «Рукавичка», создавать сказочный образ. Развивать воображение, творчество. Формировать умение украшать предмет. Закреплять умения использовать в процессе рисования краски разных цветов; чисто промывать кисть и осушать ее о салфеточку, прежде чем взять другую к ...

Методические рекомендации по изучению темы «Язык логики»
В данном подразделе будет отражена методическая схема введения основных понятий математической логики, необходимых при изучении базового курса информатики, а также их использования при работе с прикладным программным обеспечением и в языках программирования. Основными понятиями здесь являются: выск ...

Результаты контрольного этапа эксперимента
С целью выявления эффективности проводимой работы нами были использованы те же самые методы диагностики, что и на этапе констатирующего эксперимента. Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 3. Таблица 3 Результаты контрольного эксперимента И.Ф. ребенка критерии итого действенный ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru