BriefEducation
Образование: теория и практика » Система логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников

Система логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями овладения навыком чтения. В современной литературе нарушения чтения именуются термином дислексия. Впервые такую проблему в конце XIX–начале XX веков стали изучать ученые А. Куссмауль, В. Морган, О. Беркан, Л. Гинельвунд, Ф. Варбург, П. Рашбург и др. Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей, следует отметить имена Р.А. Ткачева, С.С. Мухина, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой и др.

Учения о нарушениях чтения существует уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными. По данным различных авторов, распространенность нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом довольно велика. В европейских странах насчитывается до 10% детей с дислексиями: по данным З. Матейчека – 2–4%, по данным Б. Хальгрена – до 10%, по данным Р.Беккер, нарушения чтения наблюдается у 3% детей начальных классов массовой школы, по данным А.Н. Корнева –4,8%.

Нарушения чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. В настоящее время специалистами практиками рассматривается вопрос о раннем выявлении, предупреждении и коррекции специфических нарушений чтения у детей. Чтение как вид деятельности играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Также можно отметить, что следствием нарушений чтения в старших классах являются трудности решения текстовых задач, трудности в овладении историей, иностранным языком. Все выше сказанное подтверждает что, нарушение чтения приводит к снижению успеваемости по всем предметам.

Таким образом, все вышесказанное доказывает необходимость ранней диагностики трудностей в формировании процесса чтения и по возможности их предупреждение для предотвращения школьной дезадаптации и возникновения дислексии, как стойкого нарушения.

Цель исследования:

разработка системы логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников.

Объект исследования:

предупреждение дислексии у младших школьников.

Предмет исследования:

эффективные пути

предупреждения дислексии у младших школьников.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно сформулировать задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме предупреждения трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников.

2. Разработать модифицированный протокол обследования психологической базы навыка чтения у младших школьников, подобрать стимульный материал в соответствии с подобранными методиками.

3. Выявить основные виды трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников.

4. Разработать и апробировать систему логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников.

5. Оценить эффективность предложенной системы обучения.

Гипотеза исследования:

профилактическая работа по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения младших школьников будет эффективной при следующих условиях:

1)при проведении комплексной диагностики и выявлении несформированных компонентов речевых и познавательных процессов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения;

2) при использовании комплексной системы логопедической работы, которая включает в себя:

– разработку перспективного планирования занятий;

– составление планов индивидуальной работы для учащихся, имеющих низкий уровень сформированности речевых и психических компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения;

– включение элементов коррекционно-логопедических заданий в учебный процесс;

– повышение уровня школьной мотивации у учащихся первых классов.

Методы исследования:

анализ научно-методической литературы; беседа, наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов, статистический анализ результатов экспериментального обучения.

Теоретические и методологические основы исследования:

– концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев);

– фундаментальные научно-теоретические нейрофизиологические и нейропсихологические положения о системе организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Р.А. Лурия);

– принципы общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Проведенное исследование позволяет расширить и уточнить представления о профилактике нарушений в формировании процесса чтения у младших школьников. Разработанный диагностический материал по выявлению уровня сформированности речевых и познавательных компонентов, на основе которых формируется полноценный навык чтения, позволит логопедам, работающим с младшими школьниками своевременно выявить имеющиеся предпосылки нарушения чтения.

Разработанная логопедическая система, включающая в себя перспективный план логопедических занятий с детьми младшего школьного возраста, индивидуальные планы, составляемые на учащихся, имеющие недостаточный уровень сформированности речевых и познавательных процессов, комплекс по повышению уровня школьной мотивации у учащихся первых классов может быть использован учителями логопедами при работе с младшими школьниками.

Материалы по педагогике:

Организация и условия оценивания ЗУН первоклассников по курсу «Трудовое обучение», не вызывающие психологической напряжённости у учащихся
Оценивание – это процесс сравнения уровня владения знаниями, умениями, навыками, достигнутого учащимся, с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Однако следует помнить, что нельзя оценивать «чистые» знания, имеющиеся у ребёнка, в отрыве от его усилий, от содержания учебной деят ...

Методические рекомендации к изучению темы
Существенной особенностью данного курса геометрии является сравнительно раннее введение понятия площади многоугольника. Это обеспечивает ряд методических преимуществ в построении курса, о которых будет сказано ниже. С понятием площади и формулами для вычисления площадей некоторых фигур (круг и прям ...

Содержание обучения произношению
Содержание обучения произношению включает в себя умения, знания и навыки, которыми должен овладеть ученик, чтобы достичь цели обучения. При обучении произношению эти компоненты представлены соответствующими правилами произношения и развертывания речевой цепочки и произносительными навыками. К языко ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru