BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Реформы высшей школы Франции в рамках Болонского процесса

Реформы высшей школы Франции в рамках Болонского процесса

Страница 6

Право обучения в докторантуре было предоставлено обладателям диплома магистра-исследователя и DEA, но, в некоторых случаях, по усмотрению руководства вуза, в нее могут быть приняты обладатели диплома профессионального магистра или DESS. Постановление об обучении в докторантуре подтвердило зафиксированный в Кодексе образования принцип, согласно которому третий цикл является «подготовкой к исследованиям и посредством исследований». Особенность французской докторантуры заключается в том, что она состоит из двух этапов. Последний год обучения в исследовательской магистратуре, как уже было сказано, является подготовительным этапом докторантуры. Постановлением от 25 апреля 2002 г. было определено, что на этом этапе студенты получают навыки исследовательской деятельности через проведение самостоятельных исследований. Второй этап обучения – собственно, сама докторантура в «болонском» понимании этого слова. Обучение на втором этапе проходит в докторских школах, введенных с 2000/01 уч. гг. Докторские школы – это подразделения университетов, объединяющие вузовские исследовательские школы. Их целью является реализация образовательного проекта учреждения в той его части, которая касается образования третьего цикла. Докторскую школу могут содержать один вуз или несколько вузов совместно. Они возглавляются назначаемым директором. Директор является лицом, ответственным за эффективную работу докторантуры в вузе. Он определяет организацию докторской школы, обеспечивает ее функционирование и занимается распределением стипендии между студентами DEA и исследовательской магистратуры. В работе ему помогает совет, собирающийся не реже двух раз в год. Совет состоит из 12 – 24 членов, треть из которых являются внешними по отношению к вузу. Считается, что докторские школы позволяют вузам проводить более эффективную политику по подготовке докторов за счет координации усилий исследовательских школ и отдельных исследователей. Кроме того, докторские школы являются «лицом» вузовской докторантуры во взаимоотношениях с зарубежными вузами и социально-экономической средой. Важно отметить, что деятельность докторских школ, согласно реформе, должна быть сосредоточена не только на подготовке докторов, но и на их трудоустройстве. Впрочем, подробнее эта мысль не была развита в нормативных текстах. Реформой было подтверждено, что степень доктора может присваиваться университетами, а также высшими школами, которые имеют достаточный для подготовки докторов научный потенциал. Для получения степени докторанту необходимо пройти набор учебных курсов объемом в 125-250 часов, а также написать и успешно защитить исследовательскую работу.

Особые условия вхождения в реформу LMD были разработаны для различных институтов университетского типа (IUP, IUT, IUFM), а также для учреждений, уполномоченных выдавать дипломы инженеров. Частные вопросы, связанные с адаптацией к новой системе институтов, были отданы на откуп университетам, к которым эти институты относятся. Однако министерством был установлен ряд общих требований. Так, в отношении профессиональных институтов университетского типа (IUP), где обучение начиналось на уровне bac+1 и длилось три года, т.е. до уровня bac+4, было решено сохранить интегрированную схему обучения, когда студент получал профессиональную квалификацию только по окончании обучения. Студентам IUP была предоставлена возможность после получения диплома этого учебного заведения поступить на второй год второго цикла университета и, отучившись там один год, получить диплом магистра или диплом DESS. Что касается университетских институтов подготовки преподавателей (IUFM), то было решено сохранить особый статус этих учебных заведений и не превращать их в новый вид магистратуры с целью предотвращения выхолащивания смысла этих учебных заведений как центров подготовки преподавателей. В то же время, министерство разрешило вузам упрощать по своему усмотрению доступ студентов IUFM в магистратуру. Тем не менее, можно ожидать, что в ближайшем будущем система обучения в IUFM претерпит изменения в связи с интеграцией этих вузов в университеты, предусмотренной ориентационным законом 2005 г. Окончательная интеграция технологических университетских институтов (IUT) в систему LMD была предусмотрена постановлением от 3 августа 2005 г. Оно определяло, что студент IUT для получения диплома DUT должен накопить 120 кредитных единиц, после чего он сможет либо продолжить обучение, направленное на получение диплома профессионального лиценциата, либо перейти на курс, ведущий к диплому обычного лиценциата, подразумевающий дальнейшее обучение в магистратуре, либо начать профессиональную карьеру. Наконец, государственным учреждениям, уполномоченным выдавать дипломы инженеров (речь идет, главным образом, об инженерных школах университетского и неуниверситетского секторов), обучение в которых длится от трех до пяти лет до уровня bac+5, было предоставлено право выдавать национальный диплом магистра и присваивать соответствующую университетскую степень с условием, что они создадут новые курсы (или модифицируют старые), которые будут удовлетворять основным требованиям магистерского обучения, и будут проходить процедуру регулярной оценки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Материалы по педагогике:

Понятие контроля и его функции в обучении
Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективно информации о том, как усваивается учащимися материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Контроль знаний и умений - один из важнейших элементов учебного процесса, основное назначение которого заключается ...

Генетическое свойство юмора как средства снятия напряжения в воспитательном процессе
Юмор (англ.) - веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии. Примерная классификация юмористических воспитательных приемов: - Намек - указание педагога на факт, сходный по смыслу с тем или иным поступко ...

Закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста
Проблеме развития и воспитания детей раннего возраста посвящены работы В. М. Бехтерева, Н. М. Щелованова, Н. Л. Фигуриной, Н. М. Аксариной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Г. Г. Филипповой и др. Исследователи определяют ранний возраст как период бы ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru