Исходя из дидактических задач выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую.
Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы — уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.
Сопровождающая беседа используется воспитателем во время деятельность детей. Такая беседа направлена на пояснение какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранее неизвестными названиями предметов или каких-либо действий детей.
Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.
Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке зверей в лесу и др.), другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.
Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей.
Беседа — это итог проведенной с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления.
Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.
Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивает переход к обобщениям, приводит в систему разрозненные факты.
В первой части беседы с целью подготовки детей к обобщению включаются также вопросы воспитателя к детям: «Какие птицы прилетают первыми? Как мы узнали грачей? Где мы их видели? Что делали грачи на поле? Чем питаются грачи?» Когда воспитатель с детьми выяснит все это, он спрашивает: «Почему грачи прилетают раньше других птиц?» (Аналогично и о других птицах — скворце, ласточке и др.) Во второй части беседы можно поставить вопрос, требующий обобщения: «Почему не все птицы прилетают одновременно?». Опора на опыт детей и логическая последовательность вопросов обеспечивают большую заинтересованность, активную мыслительную деятельность детей, понимание ими существенных связей и зависимостей. К вопросам воспитателя в беседе предъявляется ряд требований. Вопросы предлагаются всей группе, так как в них всегда заключена умственная задача, которая должна решаться всеми детьми. Они должны быть ясными по содержанию, точными, краткими. В каждом вопросе должна содержаться одна мысль. Нельзя ставить вопросы, требующие односложных ответов: «Да», «Нет». Такие вопросы не обеспечивают развития мышления, установления связей. Воспитатель во время беседы заботится о том, чтобы дети сами сформулировали выводы, обобщения, а не повторяли готовые.
Необходимо также использовать разнообразный наглядный материал, который поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки явлений: календари природы, погоды, гербарии, иллюстрации. Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц. Это вызовет у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.
Беседа как метод ознакомления детей с природой используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах — на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.
Материалы по педагогике:
Исследование мотивов учебной деятельности подростков
Для изучения мотивационной сферы подростков было проведено исследование, которое проводилось на базе СОШ «Андреевская» класс 8"А" - 14 человека; класс 8"Б" - 11 человека. Цель исследования: провести анализ мотивационной сферы у учащихся школы. Задачи: 1. Изучить мотивационную сф ...
Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста посредством
занимательного математического материала
Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. По мере того, как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принима ...
Сущность контроля и проверки
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контрол ...