Болонская декларация не ставила условий для присоединения к процессу, но зато подтверждала приверженность принципам Сорбонской декларации, что закрепляло право на участие в процессе любых европейских стран. Для вступления в Болонский клуб стране-претенденту было достаточно сделать соответствующее заявление. На Пражской конференции министры выразили желание вовлечь всю Европу в Болонский процесс, однако увязали (хотя и недостаточно внятно) членство в Болонском процессе с участием в программах мобильности (Сократос, Леонардо да Винчи, Темпус). Несколько изменило порядок вхождения в Болонский клуб Берлинское коммюнике: во-первых, было определено, что присоединиться к процессу могут только страны-подписанты Европейской культурной конвенции 1954 г.; во-вторых, было установлено, что заявление на вступление в Болонский процесс должно содержать информацию о том, каким образом страна-претендент собирается реализовывать принципы и цели Болонского процесса. Так или иначе, если в 1999 г. в Болонском процессе участвовало 29 стран (в т.ч. все 15 стран ЕС), то в 2001 г. их было уже 33, в 2003 г. – 40, а в 2005 г. – 45.
Болонская декларация подтвердила приверженность принципам Сорбонской декларации и сформулировала шесть целей, ориентированных на создание европейского пространства высшего образования:
1. Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через введение Приложения к диплому;
2. Принятие системы, основанной на двух основных циклах;
3. Внедрение системы кредитов по типу ECTS;
4. Содействие мобильности студентов, преподавателей и исследователей;
5. Развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий;
6. Усиление «европейского измерения» в высшем образовании.
Пражское коммюнике 2001 г. определила три дополнительных направления: развитие обучения в течении всей жизни, содействие привлекательности европейского пространства высшего образования, широкое участие в процессе вузов и студентов. В 2003 г. в Берлине к ним добавился еще один: развитие более тесной связи между сферами образования и исследования.
По инициативе Еврокомиссии на Берлинской конференции в качестве приоритетных задач были выдвинуты развитие систем обеспечения качества, введение двухуровневой системы и развитие признания степеней и периодов обучения. Выдвижение приоритетов объясняется, по всей видимости, тем, что Европа не располагает деньгами, которые позволили бы одновременно реализовать все 10 задач, поэтому их приходится решать в некоторой последовательности. Однако говорить об иерархии задач в данной связи достаточно сложно. Ведущие европейские эксперты в один голос подчеркивают, что задачи Болонского процесса носят комплексный характер. Так, П.Згага утверждает, что «очень трудно, и, в некоторых случаях, даже опасно рассматривать эти цели в изоляции друг от друга: «болонские» направления должны рассматриваться как единое целое. Они тесно связаны, поэтому установление границ между ними – например, между «системой легко читаемых и сопоставимых степеней» и «принятием системы, основанной на двух циклах» было бы искусственным и необоснованным». С.Райхерт и К.Таух практически одновременно с П.Згагой пришли к выводам о взаимосвязанности поставленных задач и о необходимости рассматривать их как целое. В свете этого, используемая в настоящей работе классификация задач Болонского процесса носит предельно условный характер. Ее выдвижение связано не столько с желанием пролить свет на «истинную» иерархию задач, сколько с желанием коротко и логично осветить основные направления Болонского процесса.
Материалы по педагогике:
Домашнее задание по методу круговой тренировки
	 круговой тренировка упражнение домашний задание Использование метода круговой тренировки при выполнении домашнего задания приемлемо для детей достигших 10-ти летнего возраста, т.е. учащиеся 5-6-х классов. При отставании в развитии того или иного ученика целесообразно разработать индивидуальный комп ...
	
Теория активизации познавательной деятельности. Роль познавательного
интереса
	 Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами след ...
	
Исследование проблемы развития связной речи у детей
старшего дошкольного возраста в семье в трудах отечественных специалистов
	 Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это "адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя ил ...