BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Участники Болонского процесса

Участники Болонского процесса

Страница 2

Существует распространенное мнение, что смысл Болонского процесса заключается в перенесении англо-саксонской модели образования на европейский континент. Под этим, чаще всего, понимается создание структуры степеней, основанной на двух основных циклах. Такое мнение, в сущности, указывает на тенденцию к конвергенции моделей образовательных систем, что связано с процессами интернационализации высшей школы и ее массификации (а, стало быть, с появлением общих проблем и распространением наиболее удачных вариантов их решения). Однако, строго говоря, единой англо-саксонской модели для продолжительности и структуры курсов и степеней не существует, что показало исследование «Тенденции I». В то же время, более чем в половине европейских стран, в том числе, в Германии, Франции, Великобритании, Ирландии, Австрии, Дании, Финляндии до Болонского процесса уже существовала двухступенчатая система.

Усилия по разделению длинных университетских курсов на более короткие стали предприниматься на европейском континенте с 1980-х гг., когда остро встал вопрос о сокращении затрат на высшее образование и повышении его эффективности. Постановке этого вопроса способствовала актуализация проблемы высокого отсева, связанная с массификацией высшей школы. Следствием высокого отсева были низкая эффективность общественных расходов на систему высшего образования и высокая безработица среди граждан, не доучившихся в высшей школе и не получивших высшего образования. Процесс сокращения времени обучения на начальных курсах университетского образования шел параллельно развитию неуниверситетского сектора, где наметилась похожая тенденция к диверсификации сроков обучения в «старом» неуниверситетском секторе, а также обозначился рост краткосрочного образования с профессионально-технической ориентацией. Это привело к созданию аналогичных систем первой степени в обоих секторах высшего образования и породило проблему сравнимости внутри национальных систем образования. С ростом европейской интеграции стало ясно, что правительства могут решать подобные внутренние проблемы гораздо эффективнее, если они действуют сообща. Во-первых, в таком случае появлялась возможность обмена ценным опытом и выработки на основе этого опыта оптимальных решений; во-вторых, такой подход увеличивал потенциальную отдачу от принимаемых решений, так как позволял принимать во внимание как внутренние проблемы, так и внешние, например, проблемы международного признания и проблемы конкурентоспособности на мировом рынке образования. В данном контексте, Болонский процесс является попыткой европейских стран скоординировать национальные реформы высшего образования с целью решения как своих внутренних, так и общеевропейских проблем.

Создание системы, основанной на двух циклах, было первоочередной задачей Болонского процесса. Контуры этой системы вырисовывались постепенно. Сорбонская декларация определила несколько параметров двухуровневой системы: циклы должны быть последовательны, первая степень, завершающая первый цикл, должна быть признаваема как соответствующая определенному уровню квалификации; в послестепеном цикле должен существовать выбор между более короткой программой, ведущей к степени магистра, и более длинной, ведущей к степени доктора с возможностью перехода от одной программы к другой (тем самым во втором цикле оказывались две степени). Болонская декларация внесла еще несколько уточнений: степени, завершающие циклы, должны быть легко понимаемы и сопоставимы, первый цикл должен длиться не менее трех лет, первая степень должна быть востребована на рынке труда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Болонский процесс: сущность и содержание
25 мая 1998 г. с подписанием «Совместной декларации о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» на праздновании 800-летия Университета Сорбонныначался новый этап европейского интеграционного строительства в сфере высшего образования. Впервые за всю историю европейской интегр ...

Современные проблемы дидактических принципов обучения
Современная педагогика и дидактика, опираясь на основные общедидактические принципы, пока не могут предложить окончательно сформированную систему принципов обучения. Совершенно очевидно, что одной из серьезных причин этого является отсутствие удовлетворительного единого основания для классификации ...

Педагогическое просвещение родителей
Важнейшим аспектом педагогического просвещения семьи является повышение педагогической культуры родителей. В виду того, что в воспитании детей многое зависит и от семьи, от уровня педагогической образованности родителей, а только от школы и профессионализма педагогов, поэтому педагогическое просвещ ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru