BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Участники Болонского процесса

Участники Болонского процесса

Страница 2

Существует распространенное мнение, что смысл Болонского процесса заключается в перенесении англо-саксонской модели образования на европейский континент. Под этим, чаще всего, понимается создание структуры степеней, основанной на двух основных циклах. Такое мнение, в сущности, указывает на тенденцию к конвергенции моделей образовательных систем, что связано с процессами интернационализации высшей школы и ее массификации (а, стало быть, с появлением общих проблем и распространением наиболее удачных вариантов их решения). Однако, строго говоря, единой англо-саксонской модели для продолжительности и структуры курсов и степеней не существует, что показало исследование «Тенденции I». В то же время, более чем в половине европейских стран, в том числе, в Германии, Франции, Великобритании, Ирландии, Австрии, Дании, Финляндии до Болонского процесса уже существовала двухступенчатая система.

Усилия по разделению длинных университетских курсов на более короткие стали предприниматься на европейском континенте с 1980-х гг., когда остро встал вопрос о сокращении затрат на высшее образование и повышении его эффективности. Постановке этого вопроса способствовала актуализация проблемы высокого отсева, связанная с массификацией высшей школы. Следствием высокого отсева были низкая эффективность общественных расходов на систему высшего образования и высокая безработица среди граждан, не доучившихся в высшей школе и не получивших высшего образования. Процесс сокращения времени обучения на начальных курсах университетского образования шел параллельно развитию неуниверситетского сектора, где наметилась похожая тенденция к диверсификации сроков обучения в «старом» неуниверситетском секторе, а также обозначился рост краткосрочного образования с профессионально-технической ориентацией. Это привело к созданию аналогичных систем первой степени в обоих секторах высшего образования и породило проблему сравнимости внутри национальных систем образования. С ростом европейской интеграции стало ясно, что правительства могут решать подобные внутренние проблемы гораздо эффективнее, если они действуют сообща. Во-первых, в таком случае появлялась возможность обмена ценным опытом и выработки на основе этого опыта оптимальных решений; во-вторых, такой подход увеличивал потенциальную отдачу от принимаемых решений, так как позволял принимать во внимание как внутренние проблемы, так и внешние, например, проблемы международного признания и проблемы конкурентоспособности на мировом рынке образования. В данном контексте, Болонский процесс является попыткой европейских стран скоординировать национальные реформы высшего образования с целью решения как своих внутренних, так и общеевропейских проблем.

Создание системы, основанной на двух циклах, было первоочередной задачей Болонского процесса. Контуры этой системы вырисовывались постепенно. Сорбонская декларация определила несколько параметров двухуровневой системы: циклы должны быть последовательны, первая степень, завершающая первый цикл, должна быть признаваема как соответствующая определенному уровню квалификации; в послестепеном цикле должен существовать выбор между более короткой программой, ведущей к степени магистра, и более длинной, ведущей к степени доктора с возможностью перехода от одной программы к другой (тем самым во втором цикле оказывались две степени). Болонская декларация внесла еще несколько уточнений: степени, завершающие циклы, должны быть легко понимаемы и сопоставимы, первый цикл должен длиться не менее трех лет, первая степень должна быть востребована на рынке труда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Проект по развитию умения обобщать младших школьников при изучении математики
Цель проекта: в соответствии с гипотезой и теоретическими выводами, сделанными в 1 главе, а также результатами констатирующего эксперимента, отраженного во 2 главе, составить проект на основе алгебраического материала ИУМК «Школа 2000» Петерсон 3 класс, результатом которой будет сформированность ум ...

Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские ...

Проблемы правового образования в современной школе
Целью правового образования является формирование правовой культуры школьников. Н.И. Элиасберг считает, что "компонентами правовой культуры являются: систематизированные научные знания о праве, законодательстве Российской Федерации, о реально существующем в обществе правопорядке, мерах его укр ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru