BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Участники Болонского процесса

Участники Болонского процесса

Страница 4

Другим важнейшим итогом семинара стало принятие некоторых принципов организации циклов и степеней. Согласно одному из них, «любая бакалаврская степень должна давать доступ к обучению по магистерской программе, а любая магистерская степень должна давать возможность учиться в докторантуре». Тем самым исключалась возможность существования «тупиковых» ветвей высшего образования. Однако, это вовсе не означало, что любой бакалавр будет принят в магистратуру, а любой магистр – в докторантуру. Другие два принципа гласили, что «бакалаврские и магистерские степени должны подразумевать различные академические результаты и должны присваиваться на разных уровнях обучения», и что «программы следует классифицировать исходя из содержания, качества и результатов обучения, а не только исходя из продолжительности обучения или иных формальных характеристик». Такой подход закреплял преемственность учебных программ, и подтверждал, что программы первого и второго цикла готовят специалистов разного уровня. Тем самым была подтверждена ценность степеней бакалавра и магистра как таковых.

Что касается второй половины второго цикла – докторантуры – то она долгое время не попадала в поле зрения участников Болонского процесса. В 2003 г. EUA выдвинула в Грацкой декларации идею выделения докторантуры в качестве третьего цикла высшего образования. Это объяснялось желанием укрепить связь между европейским пространством высшего образования и европейским исследовательским пространством. Идея была поддержана и закреплена в Берлинском коммюнике. В феврале 2005 г. на семинаре в Зальцбурге было определено, что срок обучения в докторантуре должен составлять 3-4 года. Отсутствие привязки к количеству кредитов, очевидно, объясняется отсутствием общих подходов к подготовке докторантов и, напротив, существованием единого мнения относительно того, что окончание докторантуры должно знаменоваться не овладением некоторого объема материала, а защитой диссертации. В то же время, признание докторантуры в качестве отдельного цикла высшего образования предполагает ее насыщение учебными курсами. Не в последнюю очередь, это связано с желанием европейцев повысить трудоустраиваемостьдокторов за пределами академического мира, о чем недвусмысленно было заявлено в Зальцбурге.

К 2003 г. были достигнуты значительные успехи в определении общих параметров двухуровневой системы. Внимание экспертов переключилось с общих вопросов, касающихся принципов организации этой системы, на более мелкие детали: содержание программ, результаты обучения, профили и др. В конце марта 2003 г. в Копенгагене состоялся семинар, посвященный системам квалификаций. В рекомендациях семинара указывалось на необходимость создания универсальной общеевропейской системы квалификаций для европейского пространства высшего образования и национальных систем квалификаций (рамочных систем) для каждой страны. Под национальной системой квалификации (qualifications frameworks) понималось системное описание всех квалификаций, а также описание их связи друг с другом. Эти системы призваны определять, какие квалификации присваиваются студентам и каким образом студенты могут двигаться между различными квалификациями внутри системы. В принципе, описание квалификаций на национальном уровне существовало с тех пор, как появились национальные системы высшего образования, иначе невозможно было бы определить, каких специалистов готовит высшая школа. Новизна национальных систем квалификаций (которые иногда называются «системами квалификаций нового стиля») состоит в том, что они, во-первых, описывают квалификации систематически, т.е. во взаимосвязи друг с другом, во-вторых, фокусируются на результатах обучения, а не на процедурах и формальных требованиях. К 2003 г. такие системы уже существовали в Великобритании (причем, одна – для Шотландии, а другая – для Англии, Уэльса и Северной Ирландии), Ирландии и Дании. Семинар рекомендовал создавать национальные системы на основе принципа, согласно которому «в рамках общих правил систем квалификаций, отдельные институты должны обладать значительной свободой в разработке своих программ». Что касается общеевропейской системы квалификаций, то речь шла о создании общих рамок, в пределах которых могут быть расположены национальные системы квалификаций. Смысл европейской системы состоял в том, чтобы сделать национальные системы квалификаций сопоставимыми. На Берлинской конференции в сентябре 2003 г. идея создания двухъярусной системы квалификаций была поддержана, в связи с чем перед странами-участницами была поставлена задача «разработать для своих систем образования такие системы квалификаций, которые описывают квалификации в терминах нагрузки, уровня, планируемых результатов, компетенций, профиля и являются сопоставимыми и совместимыми». Также министры обязались разработать общеевропейскую систему квалификаций. С этой целью в марте 2004 г. была создана специальная рабочая группа. Итоговый отчет рабочей группы был представлен в марте 2005 г. в качестве рекомендаций конференции министров в Бергене. В отчете содержалась разработанная европейская система квалификаций, а также критерии для проверки совместимости национальных систем квалификаций с общеевропейской, процедуры сертификации этой совместимости и советы использованию накопленного опыта по созданию национальных систем квалификации. На конференции 2005 г. предложенная европейская система квалификаций, основанная на принципе общего описания квалификаций каждого цикла в виде результатов обучения, компетенций и объема кредитов, была принята. Министры обязались начать работу по разработке национальных систем квалификации в 2007 г. а завершить ее в 2010 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Виды, механизмы готовности ребенка к школе
Рассмотрим некоторые виды готовности к школьному обучению: 1) Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" п ...

Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе
1. Назначение дендрария. Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь; Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй ее святынь. С. Смирнов. Деревья, кустарники и цветы украш ...

Переезды
В 1981 году моя бабушка решилась уехать на заработки в Приморский край. Там же моя мама нашла своего мужа – Оськина Николая Владимировича - в 1987 году. Через 3 года родилась моя старшая сестра - Оськина Регина Николаевна, а еще через три года родился Я. Через год после моего рождения мои родители ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru