BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Участники Болонского процесса

Участники Болонского процесса

Страница 4

Другим важнейшим итогом семинара стало принятие некоторых принципов организации циклов и степеней. Согласно одному из них, «любая бакалаврская степень должна давать доступ к обучению по магистерской программе, а любая магистерская степень должна давать возможность учиться в докторантуре». Тем самым исключалась возможность существования «тупиковых» ветвей высшего образования. Однако, это вовсе не означало, что любой бакалавр будет принят в магистратуру, а любой магистр – в докторантуру. Другие два принципа гласили, что «бакалаврские и магистерские степени должны подразумевать различные академические результаты и должны присваиваться на разных уровнях обучения», и что «программы следует классифицировать исходя из содержания, качества и результатов обучения, а не только исходя из продолжительности обучения или иных формальных характеристик». Такой подход закреплял преемственность учебных программ, и подтверждал, что программы первого и второго цикла готовят специалистов разного уровня. Тем самым была подтверждена ценность степеней бакалавра и магистра как таковых. Топ 9 лучших кофемашин для офиса.

Что касается второй половины второго цикла – докторантуры – то она долгое время не попадала в поле зрения участников Болонского процесса. В 2003 г. EUA выдвинула в Грацкой декларации идею выделения докторантуры в качестве третьего цикла высшего образования. Это объяснялось желанием укрепить связь между европейским пространством высшего образования и европейским исследовательским пространством. Идея была поддержана и закреплена в Берлинском коммюнике. В феврале 2005 г. на семинаре в Зальцбурге было определено, что срок обучения в докторантуре должен составлять 3-4 года. Отсутствие привязки к количеству кредитов, очевидно, объясняется отсутствием общих подходов к подготовке докторантов и, напротив, существованием единого мнения относительно того, что окончание докторантуры должно знаменоваться не овладением некоторого объема материала, а защитой диссертации. В то же время, признание докторантуры в качестве отдельного цикла высшего образования предполагает ее насыщение учебными курсами. Не в последнюю очередь, это связано с желанием европейцев повысить трудоустраиваемостьдокторов за пределами академического мира, о чем недвусмысленно было заявлено в Зальцбурге.

К 2003 г. были достигнуты значительные успехи в определении общих параметров двухуровневой системы. Внимание экспертов переключилось с общих вопросов, касающихся принципов организации этой системы, на более мелкие детали: содержание программ, результаты обучения, профили и др. В конце марта 2003 г. в Копенгагене состоялся семинар, посвященный системам квалификаций. В рекомендациях семинара указывалось на необходимость создания универсальной общеевропейской системы квалификаций для европейского пространства высшего образования и национальных систем квалификаций (рамочных систем) для каждой страны. Под национальной системой квалификации (qualifications frameworks) понималось системное описание всех квалификаций, а также описание их связи друг с другом. Эти системы призваны определять, какие квалификации присваиваются студентам и каким образом студенты могут двигаться между различными квалификациями внутри системы. В принципе, описание квалификаций на национальном уровне существовало с тех пор, как появились национальные системы высшего образования, иначе невозможно было бы определить, каких специалистов готовит высшая школа. Новизна национальных систем квалификаций (которые иногда называются «системами квалификаций нового стиля») состоит в том, что они, во-первых, описывают квалификации систематически, т.е. во взаимосвязи друг с другом, во-вторых, фокусируются на результатах обучения, а не на процедурах и формальных требованиях. К 2003 г. такие системы уже существовали в Великобритании (причем, одна – для Шотландии, а другая – для Англии, Уэльса и Северной Ирландии), Ирландии и Дании. Семинар рекомендовал создавать национальные системы на основе принципа, согласно которому «в рамках общих правил систем квалификаций, отдельные институты должны обладать значительной свободой в разработке своих программ». Что касается общеевропейской системы квалификаций, то речь шла о создании общих рамок, в пределах которых могут быть расположены национальные системы квалификаций. Смысл европейской системы состоял в том, чтобы сделать национальные системы квалификаций сопоставимыми. На Берлинской конференции в сентябре 2003 г. идея создания двухъярусной системы квалификаций была поддержана, в связи с чем перед странами-участницами была поставлена задача «разработать для своих систем образования такие системы квалификаций, которые описывают квалификации в терминах нагрузки, уровня, планируемых результатов, компетенций, профиля и являются сопоставимыми и совместимыми». Также министры обязались разработать общеевропейскую систему квалификаций. С этой целью в марте 2004 г. была создана специальная рабочая группа. Итоговый отчет рабочей группы был представлен в марте 2005 г. в качестве рекомендаций конференции министров в Бергене. В отчете содержалась разработанная европейская система квалификаций, а также критерии для проверки совместимости национальных систем квалификаций с общеевропейской, процедуры сертификации этой совместимости и советы использованию накопленного опыта по созданию национальных систем квалификации. На конференции 2005 г. предложенная европейская система квалификаций, основанная на принципе общего описания квалификаций каждого цикла в виде результатов обучения, компетенций и объема кредитов, была принята. Министры обязались начать работу по разработке национальных систем квалификации в 2007 г. а завершить ее в 2010 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Уровни познавательной активности
Низкий уровень. Учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. При восприятии учебной задачи эти учащиеся ...

Разработка диагностического комплекса по выявлению несформированных компонентов навыка чтения
Исходя из анализа литературы по теме исследования были выделены следующие компоненты необходимые для формирования полноценного навыка чтения у детей, а именно достаточный уровень развития: 1. Внимания (объем, устойчивость, поле зрения, концентрация, переключаемость, произвольность). 2. Восприятия ( ...

Развитие представлений о сущности и необходимости самообразования в зарубежной педагогической науке
Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику ...

Разделы

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru