· Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
· использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;
· реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил;
· обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;
· установление осознаваемых учащимися межпредметных связей;
· связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;
· мотивация и активизация оазвития всех сфер личности.
· логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
· эффективное использование педагогических средств.
· связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
· формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
· формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
· тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.
К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся:
· четкое определение образовательных задач каждого урока;
· рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
· внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
· рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
· творческий подход к формированию структуры урока;
· сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
· обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
· научный расчет и мастерство проведения "урока.
· воспитательные требования к уроку включают:
· определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
· постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
· воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и другого;
· внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
· к постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:
· формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
· изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;
· проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;
· прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
Кроме перечисленных требований к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.
Материалы по педагогике:
Неуниверситетский сектор высшего образования
Неуниверситетский сектор представлен различными школами высшего образования. Наиболее известными и престижными являются так называемые Большие школы, объединяющие несколько десятков вузов разного профиля с высоким уровнем обучения, устойчивыми традициями и репутацией. К их числу относятся, например ...
Структура, цели и задачи кафедры
Главная цель кафедры – удовлетворение потребностей в обучении или повышении квалификации с использованием новых образовательных технологий и качественного обеспечения учебного процесса. Эффективная реализация образовательных технологий подготовки специалистов возможна лишь при создании соответствую ...
Развитие современной медицины
Современная медицина предложила новый взгляд на болезнь, в соответствии с которым причины болезни имеют физическую природу и поддаются научному объяснению. Научный подход при определении диагноза и выборе метода лечения является важнейшей особенностью современного здравоохранения. Среди других важн ...