Однако достаточно быстро стало ясно, что сравнимость систем не может быть достигнута только за счет создания двух циклов высшего образования и утверждения их преемственности; нужно было определить, каковы будут учебные результаты разных циклов, каковы должны быть условия получения степеней, каким образом будут организованы циклы и т.д. Работа в этом направлении началась в феврале 2001 г. на официальном семинаре в Хельсинки, посвященном степени бакалавра. На семинаре было достигнуто соглашение, что степень бакалавра (первая степень) является квалификацией, для получения которой студент должен набрать 180-240 кредитов по системе ECTS (3-4 года обучения). Кроме того, была определено, что программы, ведущие к степеням, могут иметь различные ориентации и разные конфигурации, с тем, чтобы охватить многообразие индивидуальных, академических потребностей и потребностей рынка труда. Тем самым признавалось разнообразие целей и принципов организации программ обучения. Что касается содержания программ бакалавров, то было определено, что они должны давать студентам «поперечные навыки и компетенции» независимо от ориентации и профиля. Помимо этого, на семинаре была высказана мысль, что главной выгодой двухступенчатой системы должна стать индивидуализация учебного пути.
Некоторые из данных рекомендаций нашли отражение в декларации EUA «Формирование будущего» и Пражском коммюнике 2001 г. Декларация EUA, однако, внесла два уточнения. Во-первых, разнообразие, по мнению университетов, должно быть «активом, а не причиной непрозрачности или исключения». Во-вторых, первые степени, хотя и могут предоставлять возможность выхода на рынок труда, главным образом, должны быть подготовительной ступенью для дальнейшего обучения на послестепенном цикле. Там же, в декларации, указывалось, что университеты могут «при некоторых обстоятельствах вводить интегрированные учебные планы, ведущие непосредственно к степени второго цикла», т.е. к степени магистра.
В 2003 г. началась разработка общих параметров для второго цикла. Второй семинар в Хельсинки, состоявшийся в марте 2003 г., был посвящен степени магистра. Он пришел к заключению, что для получения степени магистра студент должен набрать 90-120 кредитов (1,5-2 года обучения), в крайнем случае, 60 кредитов (1 год). При этом оговаривалось, что поскольку «продолжительность и содержание бакалаврских программ не являются одинаковыми, необходимо, чтобы магистерские программы обладали такой же гибкостью». Таким образом, Болонский процесс не задавал общих стандартов для продолжительности обучения ни в бакалавриате, ни в магистратуре, ни общего срока обучения на двух циклах. Он лишь определял допустимые рамки. При этом сроки обучения привязывались к кредитам, что должно было придать двухуровневой системе дополнительную гибкость. В такой привязке содержалась простая мысль, что степени должны отвечать квалификациям не столько с точки зрения сроков обучения, сколько с точки зрения ориентации и содержания обучения. В то же время, авторы доклада «Тенденции III» отмечали тенденцию к определению общего объема бакалаврских и магистерских программ в 300 кредитов (5 лет обучения), что свидетельствует о некотором объективном процессе, направленном на оптимизацию сроков обучения и объемов изучаемого материала в высшей школе. Также на втором семинаре в Хельсинки была подтверждена возможность сохранения в ряде областей (скорее всего, имелись ввиду направления подготовки, ведущие к получению т.н. «регулируемых профессий») одноуровневых программ, однако вузам и в этом случае рекомендовалось обеспечить доступ к промежуточным квалификациям, а также создавать возможности перевода на другие программы.
Материалы по педагогике:
Воспитание гуманных чувств у дошкольников
Создание условий для формирования у детей – дошкольников гуманного отношения к окружающим В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложня ...
Сравнение
и аналогия
Сравнение – это установление сходства или различия между предметами или их отдельными признаками . Сравнение приводит к правильному выводу, если выполняются следующие условия: сравниваемые понятия однородны и сравнение осуществляется по таким признакам, которые имеют существенное значение. Процесс ...
Специфические задачи учебно-тренировочных занятий с детьми 13-15 лет
Результаты педагогического процесса в физическом воспитании и спорте находятся в прямой зависимости от качества учебно-воспитательной работы, осуществляемых на уроках и учебно-тренировочных занятиях. Задачи учебно-тренировочных занятий и уроков физкультуры по волейболу вытекают из основных положени ...