Однако достаточно быстро стало ясно, что сравнимость систем не может быть достигнута только за счет создания двух циклов высшего образования и утверждения их преемственности; нужно было определить, каковы будут учебные результаты разных циклов, каковы должны быть условия получения степеней, каким образом будут организованы циклы и т.д. Работа в этом направлении началась в феврале 2001 г. на официальном семинаре в Хельсинки, посвященном степени бакалавра. На семинаре было достигнуто соглашение, что степень бакалавра (первая степень) является квалификацией, для получения которой студент должен набрать 180-240 кредитов по системе ECTS (3-4 года обучения). Кроме того, была определено, что программы, ведущие к степеням, могут иметь различные ориентации и разные конфигурации, с тем, чтобы охватить многообразие индивидуальных, академических потребностей и потребностей рынка труда. Тем самым признавалось разнообразие целей и принципов организации программ обучения. Что касается содержания программ бакалавров, то было определено, что они должны давать студентам «поперечные навыки и компетенции» независимо от ориентации и профиля. Помимо этого, на семинаре была высказана мысль, что главной выгодой двухступенчатой системы должна стать индивидуализация учебного пути.
Некоторые из данных рекомендаций нашли отражение в декларации EUA «Формирование будущего» и Пражском коммюнике 2001 г. Декларация EUA, однако, внесла два уточнения. Во-первых, разнообразие, по мнению университетов, должно быть «активом, а не причиной непрозрачности или исключения». Во-вторых, первые степени, хотя и могут предоставлять возможность выхода на рынок труда, главным образом, должны быть подготовительной ступенью для дальнейшего обучения на послестепенном цикле. Там же, в декларации, указывалось, что университеты могут «при некоторых обстоятельствах вводить интегрированные учебные планы, ведущие непосредственно к степени второго цикла», т.е. к степени магистра.
В 2003 г. началась разработка общих параметров для второго цикла. Второй семинар в Хельсинки, состоявшийся в марте 2003 г., был посвящен степени магистра. Он пришел к заключению, что для получения степени магистра студент должен набрать 90-120 кредитов (1,5-2 года обучения), в крайнем случае, 60 кредитов (1 год). При этом оговаривалось, что поскольку «продолжительность и содержание бакалаврских программ не являются одинаковыми, необходимо, чтобы магистерские программы обладали такой же гибкостью». Таким образом, Болонский процесс не задавал общих стандартов для продолжительности обучения ни в бакалавриате, ни в магистратуре, ни общего срока обучения на двух циклах. Он лишь определял допустимые рамки. При этом сроки обучения привязывались к кредитам, что должно было придать двухуровневой системе дополнительную гибкость. В такой привязке содержалась простая мысль, что степени должны отвечать квалификациям не столько с точки зрения сроков обучения, сколько с точки зрения ориентации и содержания обучения. В то же время, авторы доклада «Тенденции III» отмечали тенденцию к определению общего объема бакалаврских и магистерских программ в 300 кредитов (5 лет обучения), что свидетельствует о некотором объективном процессе, направленном на оптимизацию сроков обучения и объемов изучаемого материала в высшей школе. Также на втором семинаре в Хельсинки была подтверждена возможность сохранения в ряде областей (скорее всего, имелись ввиду направления подготовки, ведущие к получению т.н. «регулируемых профессий») одноуровневых программ, однако вузам и в этом случае рекомендовалось обеспечить доступ к промежуточным квалификациям, а также создавать возможности перевода на другие программы.
Материалы по педагогике:
Особенности формирования словаря детей
Содержание словарной работы в дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что в этом возрасте первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной. Освоение социального опыта происходит в процес ...
Совершенствование двигательной культуры движений
Совершенствование двигательной культуры движений в течение учебного дня детей и подростков очень большую роль играет активизация их двигательного режима. Самым лучшим средством для этого является физическое упражнение. Школьникам необходимо прививать любовь к двигательной деятельности начиная с пер ...
Мотивация учебной деятельности
Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Теперь рассмотрим ч ...