BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Участники Болонского процесса

Участники Болонского процесса

Страница 7

Вузовский уровень. Несмотря на всю патетику рассуждений о европейском и национальном качестве, в Европе существует четкое понимание того, что качество образования выковывается не на международных форумах и не в чиновничьих кабинетах, а в самих вузах. В этом смысле можно согласиться с мнением ректора университета Тарту Я. Аавиксоо, что «проблема качества… укоренена в данном конкретном университете и является его проблемой». Болонский процесс стимулировал создание механизмов внутреннего обеспечения качества. В настоящее время они столь же распространены в Европе, как и внешние. Основными объектами мониторинга являются преподавание и исследования, хотя в четверти вузов оцениваются также другие виды деятельности. Несмотря на различные международные инициативы по пестованию культуры качества (например, проекты «Quality Culture», «Joint Quality Initiative»), многие европейские вузы грешат сугубо формальным подходом к внутренней оценке качества, которая в большей степени продолжает ассоциироваться с заполнением отчетных формуляров, нежели с системным мониторингом деятельности учреждения.

Тем не менее, путь межвузовского сотрудничества в области обеспечения качества в настоящее время считается в Европе не менее перспективным, чем путь сотрудничества на уровне министерств и агентств. Это связывается, во-первых, с продолжающейся тенденцией к расширению вузовской автономии, во-вторых, с громадными различиями между странами в области внешнего обеспечения качества.

Европейский уровень. Общеевропейское сотрудничество в области обеспечения качества развивалось не так динамично, как в области создания совместимых систем степеней. Связывать это нужно с упомянутым многообразием подходов к оценке качества. Первым признаком развития сотрудничества стало объединение агентств по обеспечению качества в сети. Лидирующей сетью стала Европейская ассоциация по обеспечению качества (ENQA), созданная в марте 2000 г. Деятельность этой организации заключалась в распространении информации, опыта, лучшей практики в области оценки и обеспечения качества среди заинтересованных сторон. На Берлинской конференции министры, договорившись о том, что к 2005 г. национальные системы обеспечения качества должны включать ряд общих элементов, призвали ENQA в сотрудничестве с EUA, EURASHE и ESIB разработать согласованный свод стандартов, принципов и процедур по обеспечению качества и исследовать способы обеспечения адекватной системы коллегиальной оценки для обеспечения качества. Поставленная задача была выполнена. Предложенные ENQA стандарты и рекомендации по обеспечению качества были утверждены министрами на конференции в Бергене.

Принятый документ содержал общеевропейские стандарты для внутреннего и внешнего обеспечения качества и для внешних агентств по обеспечению качества. Нужно отметить, что принятые стандарты были ближе к общим принципам, нежели к конкретным требованиям. При этом упор делался на принцип субсидиарности. Такой подход связан с желанием обеспечить более здоровую основу для объединения различных сообществ высшего образования в EHEA. Также документ определил, что европейские агентства сами будут подвергаться проверке каждые пять лет. Кроме того, было решено создать европейский регистр агентств по контролю качества и европейский консультативный форум по обеспечению качества. Считалось, что все эти меры будут способствовать росту доверия между агентствами по обеспечению качества и между агентствами и вузами, что даст новый импульс признанию дипломов и квалификаций в Европе.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения
Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся недостатков устной и письменной речи. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не ...

Проблемы правового образования в современной школе
Целью правового образования является формирование правовой культуры школьников. Н.И. Элиасберг считает, что "компонентами правовой культуры являются: систематизированные научные знания о праве, законодательстве Российской Федерации, о реально существующем в обществе правопорядке, мерах его укр ...

Сущность и понятие самообразования
На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их умственных ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru