BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Участники Болонского процесса

Участники Болонского процесса

Страница 7

Вузовский уровень. Несмотря на всю патетику рассуждений о европейском и национальном качестве, в Европе существует четкое понимание того, что качество образования выковывается не на международных форумах и не в чиновничьих кабинетах, а в самих вузах. В этом смысле можно согласиться с мнением ректора университета Тарту Я. Аавиксоо, что «проблема качества… укоренена в данном конкретном университете и является его проблемой». Болонский процесс стимулировал создание механизмов внутреннего обеспечения качества. В настоящее время они столь же распространены в Европе, как и внешние. Основными объектами мониторинга являются преподавание и исследования, хотя в четверти вузов оцениваются также другие виды деятельности. Несмотря на различные международные инициативы по пестованию культуры качества (например, проекты «Quality Culture», «Joint Quality Initiative»), многие европейские вузы грешат сугубо формальным подходом к внутренней оценке качества, которая в большей степени продолжает ассоциироваться с заполнением отчетных формуляров, нежели с системным мониторингом деятельности учреждения.

Тем не менее, путь межвузовского сотрудничества в области обеспечения качества в настоящее время считается в Европе не менее перспективным, чем путь сотрудничества на уровне министерств и агентств. Это связывается, во-первых, с продолжающейся тенденцией к расширению вузовской автономии, во-вторых, с громадными различиями между странами в области внешнего обеспечения качества.

Европейский уровень. Общеевропейское сотрудничество в области обеспечения качества развивалось не так динамично, как в области создания совместимых систем степеней. Связывать это нужно с упомянутым многообразием подходов к оценке качества. Первым признаком развития сотрудничества стало объединение агентств по обеспечению качества в сети. Лидирующей сетью стала Европейская ассоциация по обеспечению качества (ENQA), созданная в марте 2000 г. Деятельность этой организации заключалась в распространении информации, опыта, лучшей практики в области оценки и обеспечения качества среди заинтересованных сторон. На Берлинской конференции министры, договорившись о том, что к 2005 г. национальные системы обеспечения качества должны включать ряд общих элементов, призвали ENQA в сотрудничестве с EUA, EURASHE и ESIB разработать согласованный свод стандартов, принципов и процедур по обеспечению качества и исследовать способы обеспечения адекватной системы коллегиальной оценки для обеспечения качества. Поставленная задача была выполнена. Предложенные ENQA стандарты и рекомендации по обеспечению качества были утверждены министрами на конференции в Бергене.

Принятый документ содержал общеевропейские стандарты для внутреннего и внешнего обеспечения качества и для внешних агентств по обеспечению качества. Нужно отметить, что принятые стандарты были ближе к общим принципам, нежели к конкретным требованиям. При этом упор делался на принцип субсидиарности. Такой подход связан с желанием обеспечить более здоровую основу для объединения различных сообществ высшего образования в EHEA. Также документ определил, что европейские агентства сами будут подвергаться проверке каждые пять лет. Кроме того, было решено создать европейский регистр агентств по контролю качества и европейский консультативный форум по обеспечению качества. Считалось, что все эти меры будут способствовать росту доверия между агентствами по обеспечению качества и между агентствами и вузами, что даст новый импульс признанию дипломов и квалификаций в Европе.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Анализ рассказов, рисунков детей
На II этапе исследования мы провели анализ продуктов детской речевой деятельности. Задание 1 Придумывание окончания рассказов по картине В. М Васнецова "Иван царевич и Серый волк". Цель исследования: выяснить, используют ли дети в творческих рассказах устаревшие слова. Подготовка к исслед ...

Отражение чувств через игру
При переживании сильных эмоций и нехватке времени детское недовольство, подавленность, гнев и другие чувства могут возбуждаться по поводу событий, которые взрослым кажутся пустяками. Бывает, что взрослый уверен, что эмоциональный всплеск быстро пройдет и не станет долгосрочной проблемой. Однако, ес ...

Непрерывное образование
Сектор непрерывного образования начал бурно развиваться во Франции в 1960–1970-е гг. Базовыми нормативными актами, определившими статус и организацию непрерывного образования, стали закон Фора 1968 г., закон Делора 1971 г., закон Савари 1984 г., закон от 20 июля 1992 г., декреты от 23 августа 1985 ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru