BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Участники Болонского процесса

Участники Болонского процесса

Страница 5

Эксперты считают, что системы квалификаций внесут существенный вклад в совместимость национальных систем образования. Европейская система станет своего рода общим знаменателем для национальных систем квалификаций. Она будет способствовать прозрачности квалификаций разных систем образования, что должно благотворно сказаться на академической и профессиональной мобильности в Европе. Национальные системы квалификаций определят пути, ведущие к получению квалификаций, и наведут «мостики» между различными квалификациями. Единое описание квалификаций на основе целей и результатов образования ясно даст понять, что стоит за той или иной квалификацией. Кроме того, системы квалификаций систематизируют цели и задачи систем высшего образования и тем самым укрепят внутреннюю последовательность и логику каждой отдельно взятой национальной системы образования.

Системы обеспечения качества начали создаваться в Европе в середине 1980-х гг. В целом, причины их появления в Западной Европе сходны с причинами, повлекшими создание двухуровневых систем. В 1970-80-х гг. в силу ряда экономических и политических обстоятельств государство стало уходить от прямого институционального управления высшей школой. Его влияние начало сводиться к постановке общих целей. Прежнее финансирование, обычно не ограниченное никакими заранее оговоренными условиями, было заменено механизмами расчета объема финансирования в зависимости от определенных показателей деятельности вузов. При этом произошла переориентация от ассигнования денежных средств строго по бюджетным статьям (зарплата, оборудование, содержание и пр.) на распределение единовременных целевых субсидий, призванных укрепить административную и финансовую автономию вузов. В результате подобных перемен возникла необходимость оценки деятельности вузов. Соответствующие подходы и методики были заимствованы у экономического сектора и постепенно в измененных формах были перенесены в сектор высшего образования.

Пионерами в оценке качества стали Нидерланды, Великобритания и Франция, где соответствующие органы были созданы в 1985 г. Остальные западноевропейские государства организовали свои системы по их примеру. Страны Восточной и Центральной Европы, до 1990-х гг. страдавшие от избыточной централизации, отдали предпочтение американской модели систем аккредитации. В большинстве случаев органы обеспечения качества и аккредитации создавались государством, что изначально определило за ним значительную руководящую и контролирующую роль в данной сфере (исключение составляет Великобритания).

Нужно сказать, что в Европе долгое время отсутствовало общее понимание таких понятий, как качество образования, оценка качества, аккредитация и т.п. Результатом этого стало многообразие подходов к обеспечению качества, которое было характерно для европейских стран в 1990-е гг. Видимо, такое положение стало причиной отсутствия в Сорбонской декларации вопросов, связанных с обеспечением качества. Однако вышедшие в сентябре 1998 г. рекомендации Евросоюза об обеспечении качества, породили обсуждения, повлиявшие на разработку проекта Болонской декларации. По крайней мере, уже в докладе «Тенденции I», готовившемся к Болонскому форуму, европейский аспект в контроле и оценке качества называется одним из приоритетных направлений совместных действий. Там же была высказана мысль, что «возникает необходимость в сближении стандартов и процедур контроля качества, а также в информации и обмене данными по вопросам качества в Европе». Такая необходимость была вызвана осознанием того, что качество образования является первоочередным условием доверия между системами образования и вузами. Напротив, было очевидно, что несовместимость моделей обеспечения качества станет препятствием к созданию сопоставимых и открытых систем образования. В результате, одной из основных целей, поставленных Болонской декларацией, было «развитие европейского сотрудничества в области обеспечения качества для выработки единых критериев и методов». В то же время, нельзя исключать, что министры стремились за постановкой вопроса об обеспечении качества поставить вопрос о пересмотре механизмов управления и финансирования высшей школы. Во всяком случае, вопрос о качестве был удачным поводом к обсуждению проблем финансирования. Данное предположение подтверждается тем, что реализация болонских реформ во многих странах заходит дальше и глубже, нежели то определено документами Болонского процесса, и затрагивает в числе прочих административную и финансовую сферы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Открытость школы как условие подготовки старшеклассников к военной службе
Реализация идеи открытости школы как одного из ведущих принципов реформы школы начала 90-х годов опирается на результаты исследования среды. В диссертации Т.В. Менг показано, что представления о среде как факторе воспитания развивались в отечественной педагогике следующим образом: в 20-40 гг. среда ...

Обучение интонации в средней школе
Компоненты интонации французского языка, доступные для усвоения в средней школе, немногочисленны. Учащийся получают сведения об ударении и мелодии в рамках программы. Уже в 4-м классе учащиеся знакомятся с ударением. В 4-5-х классах ударение может быть усвоено имитационно, но на среднем этапе уже о ...

Этапы формирования навыка чтения
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь, такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru