BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Участники Болонского процесса

Участники Болонского процесса

Страница 5

Эксперты считают, что системы квалификаций внесут существенный вклад в совместимость национальных систем образования. Европейская система станет своего рода общим знаменателем для национальных систем квалификаций. Она будет способствовать прозрачности квалификаций разных систем образования, что должно благотворно сказаться на академической и профессиональной мобильности в Европе. Национальные системы квалификаций определят пути, ведущие к получению квалификаций, и наведут «мостики» между различными квалификациями. Единое описание квалификаций на основе целей и результатов образования ясно даст понять, что стоит за той или иной квалификацией. Кроме того, системы квалификаций систематизируют цели и задачи систем высшего образования и тем самым укрепят внутреннюю последовательность и логику каждой отдельно взятой национальной системы образования.

Системы обеспечения качества начали создаваться в Европе в середине 1980-х гг. В целом, причины их появления в Западной Европе сходны с причинами, повлекшими создание двухуровневых систем. В 1970-80-х гг. в силу ряда экономических и политических обстоятельств государство стало уходить от прямого институционального управления высшей школой. Его влияние начало сводиться к постановке общих целей. Прежнее финансирование, обычно не ограниченное никакими заранее оговоренными условиями, было заменено механизмами расчета объема финансирования в зависимости от определенных показателей деятельности вузов. При этом произошла переориентация от ассигнования денежных средств строго по бюджетным статьям (зарплата, оборудование, содержание и пр.) на распределение единовременных целевых субсидий, призванных укрепить административную и финансовую автономию вузов. В результате подобных перемен возникла необходимость оценки деятельности вузов. Соответствующие подходы и методики были заимствованы у экономического сектора и постепенно в измененных формах были перенесены в сектор высшего образования.

Пионерами в оценке качества стали Нидерланды, Великобритания и Франция, где соответствующие органы были созданы в 1985 г. Остальные западноевропейские государства организовали свои системы по их примеру. Страны Восточной и Центральной Европы, до 1990-х гг. страдавшие от избыточной централизации, отдали предпочтение американской модели систем аккредитации. В большинстве случаев органы обеспечения качества и аккредитации создавались государством, что изначально определило за ним значительную руководящую и контролирующую роль в данной сфере (исключение составляет Великобритания).

Нужно сказать, что в Европе долгое время отсутствовало общее понимание таких понятий, как качество образования, оценка качества, аккредитация и т.п. Результатом этого стало многообразие подходов к обеспечению качества, которое было характерно для европейских стран в 1990-е гг. Видимо, такое положение стало причиной отсутствия в Сорбонской декларации вопросов, связанных с обеспечением качества. Однако вышедшие в сентябре 1998 г. рекомендации Евросоюза об обеспечении качества, породили обсуждения, повлиявшие на разработку проекта Болонской декларации. По крайней мере, уже в докладе «Тенденции I», готовившемся к Болонскому форуму, европейский аспект в контроле и оценке качества называется одним из приоритетных направлений совместных действий. Там же была высказана мысль, что «возникает необходимость в сближении стандартов и процедур контроля качества, а также в информации и обмене данными по вопросам качества в Европе». Такая необходимость была вызвана осознанием того, что качество образования является первоочередным условием доверия между системами образования и вузами. Напротив, было очевидно, что несовместимость моделей обеспечения качества станет препятствием к созданию сопоставимых и открытых систем образования. В результате, одной из основных целей, поставленных Болонской декларацией, было «развитие европейского сотрудничества в области обеспечения качества для выработки единых критериев и методов». В то же время, нельзя исключать, что министры стремились за постановкой вопроса об обеспечении качества поставить вопрос о пересмотре механизмов управления и финансирования высшей школы. Во всяком случае, вопрос о качестве был удачным поводом к обсуждению проблем финансирования. Данное предположение подтверждается тем, что реализация болонских реформ во многих странах заходит дальше и глубже, нежели то определено документами Болонского процесса, и затрагивает в числе прочих административную и финансовую сферы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Основы формирования речевых навыков и умений аудирования
Термин «аудирование» («Listening comprehension», «Hörverstehen», «Compréhension orale» – в зарубежной методике) был введен в отечественную методику не так давно и означает процесс восприятия и понимания речи на слух. Аудирование – единственный вид речевой деятельности, при котором от ли ...

Сущность метода круговой тренировки
На протяжении всей своей работы в школе комплексно использую различные методы и приемы, но предпочтение отдаю методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств учащихся. Круговая тренировка, осуществл ...

Цели и структура правового образования в школе и деятельность учителя права по их реализации
Воспитание и самовоспитание соучастников образовательной деятельности снова становится актуальной общественной проблемой развития современной системы образования. Однако, традиционное для нашей школы понимание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, прививающего ему потребные обще ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru