BriefEducation
Образование: теория и практика » Закономерности воспитания детей дошкольного возраста » Воспитание в младенчестве и первые 18 месяцев

Воспитание в младенчестве и первые 18 месяцев

Страница 1

Воздействия окружающей среды в период эмбрионального развития могут решающим образом повлиять на физическое и психическое здоровье и интеллект ребенка. Его воспитание начинается с должной заботы матери о себе. С рождением младенца его выживание целиком зависит от родителей, которые должны регулярно его кормить, желательно материнским молоком, обеспечивать ребенку физическую безопасность, согревая его, охраняя от падения или соприкосновения с опасными предметами и очищая его тело от мочи и кала, чтобы предотвратить болезни и раздражение кожи. Составляя режим кормления, купания и сна, большинство родителей учитывает советы родственников и педиатров, а там, где родители умеют читать, они пользуются информацией из журналов и недорогих книг.

В США матерями все чаще становятся одинокие несовершеннолетние девочки-подростки, которые выросли в нищете и неполных семьях и поэтому часто плохо представляют себе, как надо заботиться о ребенке. Вдобавок эпидемия пристрастия к табаку, алкоголю, кокаину и героину среди беднейших слоев населения привела к стремительному росту числа брошенных младенцев и случаев плохого с ними обращения. Этими проблемами занимаются юридические, медицинские и социальные службы. В 1972 службы охраны детства получили сообщения примерно о 600 тыс. случаев жестокого обращения с детьми в возрасте до 18 лет, а в 1989 число таких случаев превысило четыре миллиона – отчасти потому, что были введены строгие правила, заставляющие работников здравоохранения сообщать об этих случаях. До относительно недавнего времени ранняя детская смертность была высокой даже в зажиточных семьях; кроме того, в отсутствие эффективных противозачаточных средств нежеланных младенцев в сельской местности часто оставляли погибать, а в городах подбрасывали на ступени церквей или сиротских домов.

Помимо непосредственного физического ухода ребенок нуждается в психологической заботе. Современная когнитивная психология считает, что организмом человека движет прежде всего желание понять окружающий мир через его исследование и создание организованных ментальных структур, «схем» или «сценариев», а по мере того как на втором и третьем году жизни развивается язык – и через обозначение словами и синтаксическими структурами. По мнению психологов этого направления, на протяжении всей жизни индивида происходит внутренняя борьба между потребностью в любви и привязанности окружающих и стремлением к личной самостоятельности, независимости, индивидуальному совершенству или власти. Родители снова и снова видят, как у младенца, ребенка, младшего школьника или подростка сильнейшая потребность в близости, любви и одобрении семьи, ближайшего окружения или этнической группы сосуществует со стремлением к отстаиванию своей уникальности и независимости.

Эти физические и психологические потребности отчетливо проявляются в начальные два года жизни ребенка. В первые три-шесть месяцев, хотя и преобладают потребности тела, у младенца должны возникнуть чувство доверия, опыт принадлежности, который родители формируют непрерывной заботой о физических нуждах ребенка, а также благодаря тому, что они ласкают ребенка, улыбаются ему, разговаривают и играют с ним. Младенец развивает познавательные способности и стремление к самостоятельности, играя в колыбельке с погремушкой, а по мере развития двигательных навыков – с простыми игрушками, которые обеспечивают разнообразие слуховых и тактильных ощущений. Между шестью неделями и тремя месяцами младенец начинает улыбаться, особенно после кормления, переодевания и в ответ на воркование взрослого. Когда взрослый и младенец оба улыбаются и смеются, у ребенка складывается прочное чувство привязанности и безопасности в присутствии надежного, предсказуемого и внимательного взрослого.

Концепция прочной привязанности в первые два-три года жизни ребенка стала предметом многочисленных исследований. Связь ребенка с родителями можно оценить, наблюдая его поведение в возрасте до двух лет, когда мать или другой «главный» взрослый уходит из поля зрения младенца либо оставляет его с кем-то незнакомым. Избыточно привязанные дети не переносят ухода матери; они настолько сильно от нее зависят, что не могут приспособиться к незнакомцу. У детей со слабой привязанностью не сформировалось чувство близости или постоянного взаимодействия со взрослым. Ребенок с прочной привязанностью в достаточной мере зависит от матери, но в то же время чувство безопасности и доверия позволяет ему спокойно ожидать ее возвращения.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Обзор методик рейтинговой системы оценки качества работы преподавателей
В рамках моего дипломного проекта, одной из задач является разработать методику по оценке качества деятельности преподавателей кафедры «Информационные системы в экономике» с использованием интеллектуальных компонентов. При создании любой методики оценки качества деятельности преподавателей встает в ...

Экспериментальное исследование развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Биробиджан. В эксперименте принимало участие 24 учащихся 1 «А» класса. Цель эксперимента - выявить уровни развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках математики. З ...

Описание диагностических методик на выявление уровня процесса обобщения младших школьников
В связи с поставленными целью и гипотезой необходимо определить уровень развития умения обобщать младших школьников. Для достижения данной цели подобраны диагностирующие методики, результаты которых позволят судить о сформированности данного умения. Тест №1. Для определения уровня развития логическ ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru