BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Инструменты Европейского пространства высшего образования

Инструменты Европейского пространства высшего образования

Страница 1

Система накопления и перевода кредитов. В Болонской декларации система кредитов рассматривалась как необходимый инструмент развития академической мобильности. О том, насколько актуален этот вопрос для Европы, свидетельствует тот факт, что первый официальный болонский семинар, состоявшийся в ноябре 2000 г. в Португалии, был посвящен именно механизмам накопления и перевода кредитов. Нужно сказать, что кредитные системы уже существовали в Европе до 1999 г., однако они имели национальный характер и зачастую ограничивались рамками отдельных дисциплин. Единственной европейской системой была ECTS, которая, хотя и была приведена в Болонской декларации только в качестве примера, получила в начале века широкое признание и распространилась по всей Европе. Национальные кредитные системы постепенно адаптируются к ECTS, однако можно ожидать, что с распространением ECTS необходимость в них отпадет, и они будут ликвидированы.

В основе системы ECTS лежит стандартный элемент - академический кредит, который является единицей трудоемкости учебной работы студента. Кредиты призваны описывать учебную нагрузку, включающую контактные часы (лекции и семинары), самостоятельную работу студентов (в т.ч. написание работ и подготовку к экзаменам), стажировки и т.д. Они начисляются после успешной сдачи итогового испытания (экзамен, зачет, тест и т.д.) по дисциплине. Количество кредитов не зависит от оценки. В октябре 2002 г. на семинаре в Цюрихе было подтверждено, что за один учебный год студент должен набрать ровно 60 академических кредитов. Таким образом, на один семестр должно было приходиться 30 кредитов. Кредиты распределяются между изучаемыми дисциплинами на основании теоретического расчета трудозатрат студента на освоение компетенций по каждой дисциплине. Кредиты не являются автоматически взаимозаменяемыми, переходящими из одной сферы в другую; они могут быть применены только для получения признанной квалификации, часть которой они составляют. Кроме того, кредиты не «сгорают» - студент, накопивший некоторое количество кредитов и досрочно покинувший учебное заведение, может возобновить обучение с того уровня, которого он достиг ранее. Это должно способствовать сокращению отсева из вузов и, стало быть, повышению эффективности общественных расходов на образование.

В целом, в большинстве стран вопрос о признании или непризнании кредитов решается на уровне вузов. В ряде стран были введены критерии и процедуры признания кредитов с целью предупреждения риска необоснованного признания.

С введением ECTS связывается реализация давно назревших реформ по организации и содержанию образования, а именно реформы учебных планов и систем обучения. В частности, введение ECTS сопровождается во многих странах введением модульной системы обучения. Преимущества этой системы в данном случае состоят в том, что распределение кредитов между модулями представляется более простой задачей, нежели между предметами. Однако подобные технические сложности стали, скорее, поводом для перехода к модульной системе обучения. Чтобы понять реальные причины развития модульных систем, нужно сказать несколько слов о том, что они собой представляют. Модульная система предполагает структурирование учебного плана на основе модулей. Под модулем чаще всего подразумевается блок дисциплин, которые образуют определенную взаимосвязанную целостность в составе программы обучения. Входящие в модуль дисциплины, как правило, разделяются на обязательные и элективные. Успешное прохождение модуля завершается набором фиксированного количества кредитов (в европейском варианте). Необходимость в модульной системе возникла с переходом на двухуровневую модель образования. Если раньше вуз мог выстроить учебную программу, ориентируясь на длинный учебный цикл, не особо беспокоясь о том, какими конкретными компетенциями обладают студенты третьего или четвертого года обучения, то теперь он вынужден заботиться о том, чтобы дать образование, которое могло бы называться высшим, всем студентам первого цикла. Кроме того, модульные системы призваны сместить акцент с формальных результатов (таких как контактные часы), на которые ориентированны традиционные учебные планы, на результаты, выраженные в компетенциях – конкретных знаниях и навыках, полученных студентом по прохождении учебного модуля. В данном случае кредитная система органично дополняет модульную, так как она не привязана к формальным критериям; с другой стороны, кредитная система позволяет эффективно балансировать модули между собой. Еще одно преимущество модульной системы связано с возможностью развития междисциплинарного образования, что достаточно актуально в свете продуцирования новых направлений подготовки, а также борьбы с высоким отсевом. Наконец, модульные системы позволяют делать пути обучения более индивидуальными, что, с одной, стороны вызвано необходимостью повысить гибкость образовательной системы, с другой, упростить пересмотр учебных программ и планов. Нужно сказать, однако, что в Европе внедрение модульных систем не везде проходит гладко и не везде это сопровождается повышением прозрачности и сравнимости, так как общие вопросы развития модульных систем, в отличие от вопросов о качестве образования, кредитных системах и др., на европейском уровне не разрабатывались, в связи с чем в настоящее время существует огромное разнообразие интерпретаций данного понятия.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Организация и этапы опытно-экспериментальной работы
В исследовании принимали участие учащиеся двух 11-х классов МОУ СОШ № г. Кувандыка Оренбургской области, в количестве 37-ми человек, возрастной состав учащихся, в среднем, составил 16-17 лет. Учащиеся 11 «А» класса (в количестве 18-ти человек, из них 10 девочек и 8 мальчиков) являлись контрольной г ...

Требования к организации повторения
Чтобы обеспечить прочность знаний и навыков, приобретаемых учащимися в процессе изучения математики, нужно правильно организовать повторение, т. е. возвращение к уже пройденному материалу, преследуя две цели, а именно: окончательную доработку программного материала, его, так сказать, отшлифовку, и ...

Порядок определения рейтинговой оценки качества работы преподавателей
Оценка рейтинга качества работы профессорско-преподавательского состава кафедры осуществляется ежеквартально в строго определенной последовательности. Мною описан процесс оценки качества деятельности преподавателей, который представлен на рисунке 2.10. Рейтинг у студенчества преподавателя производи ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru