Нужно сказать, что система мониторинга академической мобильности в Европе до последнего времени была недостаточно зрелой, поэтому судить о тенденциях в развитии мобильности достаточно сложно. В целом, отмечается постоянное увеличение числа мобильных студентов и преподавателей. Темпы роста различаются по странам. Мобильность продолжает характеризоваться сохранением существенного дисбаланса студенческих потоков. Так, в 1999 г. на двух студентов, выезжающих на обучение из Евросоюза в другие страны Европы, приходилось девять, следовавших в обратном направлении. Наиболее популярными принимающими странами остаются Германия, Франция, Испания, Италия и Великобритания. Нужно отметить, однако, что основной приток иностранных студентов в эти и другие страны-импортеры обеспечивается за счет африканских и азиатских стран. Несмотря на неоднозначные последствия, в Европе смотрят на развитие академической мобильности с оптимизмом и связывают с ней повышение привлекательности как национальных систем высшего образования, так и европейского образования в целом.
В 2001 г. EUA и ESIB был поднят вопрос о том, насколько Болонский процесс отвечает интересам студентов. Конкретно, речь шла о доступности высшего образования и о ценности образования как общественного блага. Дело в том, что вписала вопрос о доступе в более широкий контекст проблемы социальной ответственности вузов , нежели сроки обучения. соцБолонская декларация, по мнению многих, делала излишний акцент на конкурентоспособности образования и имела выраженную рыночную ориентацию. Кроме того, декларация обошла вопрос о доступности молчанием, указав только, что «доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла…». Не в последнюю очередь актуализация социальной проблематики была связана с началом в 2000 г. нового раунда переговоров по GATS. В результате, EUA и особенно ESIB в своих декларациях 2001 г. сделали упор на социальных вопросах. В декларации EUA, в частности, подчеркивалось, что «европейское пространство высшего образования должно строиться… на широком и открытом доступе как к достепенному, так и послестепенному обучению…». Декларация ESIB была еще более конкретна и говорила, что «двухуровневая система должна гарантировать свободный и равный доступ для всех студентов, но не должна привести к исключению студентов на каких-либо основаниях, кроме академических». Кроме того, был затронут вопрос о необходимости развития социальной поддержки студентов. На конференции в Праге министры приняли во внимание мнение двух крупнейших академических организаций и «поддержали тезис о том, что высшее образование должно рассматриваться как общественное благо». Через два года в Берлине министры подчеркнули важность социальной проблематики и вынесли ее во второй абзац коммюнике. Они подтвердили «необходимость достижения баланса между повышением конкурентоспособности и улучшением социальных характеристик европейского высшего образования, нацеленного на укрепление социальной сплоченности и сокращение социального и гендерного неравенства», а также «выразили готовность принимать меры для обеспечения равного доступа к высшему образованию для всех на основе уровня знаний». Наконец, в Бергене министры заявили, что социальное измерение подразумевает и соответствующие меры финансовой и экономической помощи со стороны правительств. Однако требование ESIB о бесплатности образования обоих циклов высшего образования, высказанное в программном документе организации, не было поддержано ни министрами, ни EUA. В целом, позиция министров основана на том, что социальные вопросы должны решаться на национальном и вузовском уровне, поэтому формулировки министерских коммюнике в отношении социальных вопросов носят предельно общий характер. Тем не менее, важно отметить, что голос студентов и вузов не остается незамеченным и ключевые решения, касающиеся социальной проблематики (как и всякой другой), принимаются в Болонском процессе на основе принципа коллегиальности.
Болонский процесс, стремительно возникнув в 1998 – 1999 гг., ознаменовал начало нового этапа в полувековой истории европейской интеграции в сфере высшего образования. Как интеграционный процесс он неразрывно связан с процессом создания Единой Европы и фактически является его продолжением.
М.Фуше в своей известной работе высказал поэтическую мысль, что историю европейской интеграции можно представить как историю идей Единой Европы. В этом смысле, Болонский процесс не стал исключением: он является продолжением и основным механизм реализации идеи европейского пространства высшего образования.
Материалы по педагогике:
Использование межпредметных связей в начальной школе
Каждый учебный предмет, образовательная область вносит свой вклад в развитие личности и индивидуальности школьника, в формирование его мировоззрения, взглядов, убеждений. Если взять математику и естественнонаучные дисциплины, то они призваны раскрыть перед учащимися современную научную картину мира ...
Эффективность программы формирования эстетических чувств
младших школьников с нарушением интеллекта средствами дидактической игры
После проведения цикла занятий по изобразительной деятельности был проведен итоговый контрольный эксперимент. По-прежнему ведущим методом диагностики являлось педагогическое наблюдение, целью которого было выявить уровень эстетической воспитанности каждого школьника. В результате были получены след ...
Специфические задачи учебно-тренировочных занятий с детьми 13-15 лет
Результаты педагогического процесса в физическом воспитании и спорте находятся в прямой зависимости от качества учебно-воспитательной работы, осуществляемых на уроках и учебно-тренировочных занятиях. Задачи учебно-тренировочных занятий и уроков физкультуры по волейболу вытекают из основных положени ...