BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Инструменты Европейского пространства высшего образования

Инструменты Европейского пространства высшего образования

Страница 4

Нужно сказать, что система мониторинга академической мобильности в Европе до последнего времени была недостаточно зрелой, поэтому судить о тенденциях в развитии мобильности достаточно сложно. В целом, отмечается постоянное увеличение числа мобильных студентов и преподавателей. Темпы роста различаются по странам. Мобильность продолжает характеризоваться сохранением существенного дисбаланса студенческих потоков. Так, в 1999 г. на двух студентов, выезжающих на обучение из Евросоюза в другие страны Европы, приходилось девять, следовавших в обратном направлении. Наиболее популярными принимающими странами остаются Германия, Франция, Испания, Италия и Великобритания. Нужно отметить, однако, что основной приток иностранных студентов в эти и другие страны-импортеры обеспечивается за счет африканских и азиатских стран. Несмотря на неоднозначные последствия, в Европе смотрят на развитие академической мобильности с оптимизмом и связывают с ней повышение привлекательности как национальных систем высшего образования, так и европейского образования в целом.

В 2001 г. EUA и ESIB был поднят вопрос о том, насколько Болонский процесс отвечает интересам студентов. Конкретно, речь шла о доступности высшего образования и о ценности образования как общественного блага. Дело в том, что вписала вопрос о доступе в более широкий контекст проблемы социальной ответственности вузов , нежели сроки обучения. соцБолонская декларация, по мнению многих, делала излишний акцент на конкурентоспособности образования и имела выраженную рыночную ориентацию. Кроме того, декларация обошла вопрос о доступности молчанием, указав только, что «доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла…». Не в последнюю очередь актуализация социальной проблематики была связана с началом в 2000 г. нового раунда переговоров по GATS. В результате, EUA и особенно ESIB в своих декларациях 2001 г. сделали упор на социальных вопросах. В декларации EUA, в частности, подчеркивалось, что «европейское пространство высшего образования должно строиться… на широком и открытом доступе как к достепенному, так и послестепенному обучению…». Декларация ESIB была еще более конкретна и говорила, что «двухуровневая система должна гарантировать свободный и равный доступ для всех студентов, но не должна привести к исключению студентов на каких-либо основаниях, кроме академических». Кроме того, был затронут вопрос о необходимости развития социальной поддержки студентов. На конференции в Праге министры приняли во внимание мнение двух крупнейших академических организаций и «поддержали тезис о том, что высшее образование должно рассматриваться как общественное благо». Через два года в Берлине министры подчеркнули важность социальной проблематики и вынесли ее во второй абзац коммюнике. Они подтвердили «необходимость достижения баланса между повышением конкурентоспособности и улучшением социальных характеристик европейского высшего образования, нацеленного на укрепление социальной сплоченности и сокращение социального и гендерного неравенства», а также «выразили готовность принимать меры для обеспечения равного доступа к высшему образованию для всех на основе уровня знаний». Наконец, в Бергене министры заявили, что социальное измерение подразумевает и соответствующие меры финансовой и экономической помощи со стороны правительств. Однако требование ESIB о бесплатности образования обоих циклов высшего образования, высказанное в программном документе организации, не было поддержано ни министрами, ни EUA. В целом, позиция министров основана на том, что социальные вопросы должны решаться на национальном и вузовском уровне, поэтому формулировки министерских коммюнике в отношении социальных вопросов носят предельно общий характер. Тем не менее, важно отметить, что голос студентов и вузов не остается незамеченным и ключевые решения, касающиеся социальной проблематики (как и всякой другой), принимаются в Болонском процессе на основе принципа коллегиальности.

Болонский процесс, стремительно возникнув в 1998 – 1999 гг., ознаменовал начало нового этапа в полувековой истории европейской интеграции в сфере высшего образования. Как интеграционный процесс он неразрывно связан с процессом создания Единой Европы и фактически является его продолжением.

М.Фуше в своей известной работе высказал поэтическую мысль, что историю европейской интеграции можно представить как историю идей Единой Европы. В этом смысле, Болонский процесс не стал исключением: он является продолжением и основным механизм реализации идеи европейского пространства высшего образования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Педагогические взгляды Квинтилиана
Марк Фабий Квинтилиан, наиболее известный римский оратор и педагог, был основателем одной из лучших школ риторов в Риме, которая вскоре приобрела широкую известность и стала государственной. На основе опыта своей школы и достижений педагогической мысли античного мира Квинтилиан создал первый специа ...

Основные подходы к диагностике творческих способностей
Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во многих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными. Кроме этих методов используются и другие методы, которые специфичны для социальных наук, в том числе для психологии и педаг ...

Применение интеллектуальных систем для анализа данных
Гибридные экспертные системы – это такой метод решения неформализованных задач, с использованием которого задачу можно представить в виде иерархического дерева подзадач и указать для каждой из них свой метод решения. За основу работы гибридных экспертных систем положена гибридная модель представлен ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru