BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Инструменты Европейского пространства высшего образования

Инструменты Европейского пространства высшего образования

Страница 4

Нужно сказать, что система мониторинга академической мобильности в Европе до последнего времени была недостаточно зрелой, поэтому судить о тенденциях в развитии мобильности достаточно сложно. В целом, отмечается постоянное увеличение числа мобильных студентов и преподавателей. Темпы роста различаются по странам. Мобильность продолжает характеризоваться сохранением существенного дисбаланса студенческих потоков. Так, в 1999 г. на двух студентов, выезжающих на обучение из Евросоюза в другие страны Европы, приходилось девять, следовавших в обратном направлении. Наиболее популярными принимающими странами остаются Германия, Франция, Испания, Италия и Великобритания. Нужно отметить, однако, что основной приток иностранных студентов в эти и другие страны-импортеры обеспечивается за счет африканских и азиатских стран. Несмотря на неоднозначные последствия, в Европе смотрят на развитие академической мобильности с оптимизмом и связывают с ней повышение привлекательности как национальных систем высшего образования, так и европейского образования в целом.

В 2001 г. EUA и ESIB был поднят вопрос о том, насколько Болонский процесс отвечает интересам студентов. Конкретно, речь шла о доступности высшего образования и о ценности образования как общественного блага. Дело в том, что вписала вопрос о доступе в более широкий контекст проблемы социальной ответственности вузов , нежели сроки обучения. соцБолонская декларация, по мнению многих, делала излишний акцент на конкурентоспособности образования и имела выраженную рыночную ориентацию. Кроме того, декларация обошла вопрос о доступности молчанием, указав только, что «доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла…». Не в последнюю очередь актуализация социальной проблематики была связана с началом в 2000 г. нового раунда переговоров по GATS. В результате, EUA и особенно ESIB в своих декларациях 2001 г. сделали упор на социальных вопросах. В декларации EUA, в частности, подчеркивалось, что «европейское пространство высшего образования должно строиться… на широком и открытом доступе как к достепенному, так и послестепенному обучению…». Декларация ESIB была еще более конкретна и говорила, что «двухуровневая система должна гарантировать свободный и равный доступ для всех студентов, но не должна привести к исключению студентов на каких-либо основаниях, кроме академических». Кроме того, был затронут вопрос о необходимости развития социальной поддержки студентов. На конференции в Праге министры приняли во внимание мнение двух крупнейших академических организаций и «поддержали тезис о том, что высшее образование должно рассматриваться как общественное благо». Через два года в Берлине министры подчеркнули важность социальной проблематики и вынесли ее во второй абзац коммюнике. Они подтвердили «необходимость достижения баланса между повышением конкурентоспособности и улучшением социальных характеристик европейского высшего образования, нацеленного на укрепление социальной сплоченности и сокращение социального и гендерного неравенства», а также «выразили готовность принимать меры для обеспечения равного доступа к высшему образованию для всех на основе уровня знаний». Наконец, в Бергене министры заявили, что социальное измерение подразумевает и соответствующие меры финансовой и экономической помощи со стороны правительств. Однако требование ESIB о бесплатности образования обоих циклов высшего образования, высказанное в программном документе организации, не было поддержано ни министрами, ни EUA. В целом, позиция министров основана на том, что социальные вопросы должны решаться на национальном и вузовском уровне, поэтому формулировки министерских коммюнике в отношении социальных вопросов носят предельно общий характер. Тем не менее, важно отметить, что голос студентов и вузов не остается незамеченным и ключевые решения, касающиеся социальной проблематики (как и всякой другой), принимаются в Болонском процессе на основе принципа коллегиальности.

Болонский процесс, стремительно возникнув в 1998 – 1999 гг., ознаменовал начало нового этапа в полувековой истории европейской интеграции в сфере высшего образования. Как интеграционный процесс он неразрывно связан с процессом создания Единой Европы и фактически является его продолжением.

М.Фуше в своей известной работе высказал поэтическую мысль, что историю европейской интеграции можно представить как историю идей Единой Европы. В этом смысле, Болонский процесс не стал исключением: он является продолжением и основным механизм реализации идеи европейского пространства высшего образования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Педагогические условия формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования
человек образ формирование дошкольник Для формирования образа человека в рисунках детей 6-7 лет нами был проведён формирующий эксперимент. Цель данного эксперимента формирование образа человека в рисунках детей 6-7 лет. Задачи: 1) Сформировать знания, представления детей о человеке. 2) Развить умен ...

Влияние семьи как социального института на формирование личности ребенка
Среди множества современных социальных институтов семья занимает одно из первых мест. Ее первостепенное влияние на ребенка нельзя отрицать, так как она закладывает фундамент будущей общественной жизни ребенка. Семья – это одна из ветвей воспитания подрастающего поколения, вторая – общественное. Сег ...

Понятие алгоритмического исполнителя
Под алгоритмом понимают точное и понятное предписание (указание) исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи. Указание на выполнение каждого отдельного действия будем называть командой. К понятию алгоритма примыкает ...

Разделы

© 2023 Copyright www.briefeducation.ru