BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Инструменты Европейского пространства высшего образования

Инструменты Европейского пространства высшего образования

Страница 2

Кредитная система ECTS развивалась не только как система перевода (трансферта) кредитов, но и как система накопления. Еще в 1999 г. Еврокомиссия образовала рабочую группу по изучению возможности перехода от системы перевода (трансферта) кредитов ECTS к системе накопления кредитов. Подобная интенция просматривалась и в Болонской декларации, где говорилось о том, что «кредиты могут быть получены в рамках образования, не являющегося высшим, включая образование в течение всей жизни». Окончательную ясность внесло Пражское коммюнике, четко поставившее задачу по развитию обеих функций кредитной системы ECTS, а именно функций перевода и накопления. Развитие накопительной функции ECTS, по мысли западных экспертов, должно способствовать диверсификации схем получения высшего образования. Во-первых, система накопления позволит студентам прерывать свое образование, что зачастую необходимо по социально-экономическим причинам; во-вторых, она расширит возможности по признанию неформального (за пределами систем высшего образования) и информального (в ходе профессиональной деятельности) образования и будет способствовать развитию непрерывного образования (образования в течение всей жизни). Таким образом, конечная цель введения кредитной системы с функциями перевода и накопления прозрачна – дать возможность людям получать образование тогда и там, когда и где им это удобнее по тем или иным причинам, и позволить им обучаться не в одном вузе, а по частям в разных заведениях.

Развитие образования в течение всей жизни стало необходимым в силу высокой динамики рынка труда, на котором стремительно развиваются новые профессии и столь же стремительно уходят в небытие старые. Кроме того, научно-технический прогресс и связанный с ним процесс быстрого устаревания рецептурных знаний привел к тому, что требования работодателей к специалистам стали постоянно изменяться. Это породило необходимость в расширении возможностей для смены специальностей и регулярного повышения квалификации. Ответом на эту потребность стало создание специальных центров при вузах и на крупных предприятиях. Однако, несмотря на то, что образование в течение всей жизни давно стало неоспоримым фактом жизни западного общества, по данным исследования «Тенденции III» оно все еще остается «маргинальным», т.е. редко интегрированным в общие стратегии деятельности вузов. В данном свете, система накопления, направленная на формализацию всего образовательного опыта человека, является попыткой повысить статус и значимость образования в течение всей жизни.

Приложение к диплому (Diploma Supplement), разработанное Советом Европы и ЮНЕСКО совместно с Еврокомиссией рассматривается участниками Болонского процесса как ключевой инструмент создания системы легко читаемых и сопоставимых степеней. Задача введения Приложения к диплому была поставлена в Болонской декларации. В Берлинском коммюнике министры определили, что с 2005 г. приложение должно выдаваться каждому выпускнику автоматически и бесплатно. Приложение включает 8 основных разделов: информация о владельце диплома (имя, фамилия и т.п.), информация о квалификации выпускника, об уровне этой квалификации, о содержании образования и о полученных результатах, информация о функциональных характеристиках (профессиональной и должностной ориентированности) полученной квалификации, сведения о сертифицированности приложения в данной стране, описание системы высшего образования в стране (в том числе, описание системы оценки качества), дополнительная информация по усмотрению органов управления образованием или вуза. Приложение должно быть написано на национальном языке, а также на одном из широко распространенных европейских языков (обычно, на английском). Приложение к диплому не дает сведений относительно возможной эквивалентности данной квалификации каким-либо иным, как и не является юридическим основанием для признания диплома другим вузом или страной. Назначение этого документа - сделать максимально «прозрачным» уровень и тип высшего образования, отвечающие полученному диплому. Считается, что приложение к диплому повысит международную прозрачность и упростит процедуру академического и профессионального признания квалификаций, что будет способствовать академической и профессиональной мобильности обладателей Приложения.

Развитие европейского измерения является одной из главных целей Болонской декларации. Она направлена на формирование европейской идентичности в сфере высшего образования, развитие европейской гражданственности и расширение возможностей европейского трудоустройства. Европейское измерение также рассматривается как фактор повышения привлекательности европейского образования в Европе и за ее пределами. Наиболее осязаемые черты оно получило в развитии совместных степеней, которые рассматриваются как один из инструментов EHEA. Идея развития совместных степеней в ясном виде была сформулирована в пражском коммюнике. В ходе проведенных в последующее время семинаров и исследований было достигнуто общее понимание по следующим позициям. Совместные степени могут быть двух видов: собственно, сама совместная степень, которая выдается совместно сотрудничающими вузами, и «двойная степень», подразумевающая одновременное присуждение двумя вузами двух отдельных степеней. Программы, ведущие к совместным степеням, могут быть организованы в любых циклах, в том числе, в докторском цикле. В 2002 г. на семинаре в Стокгольме был рекомендован ряд параметров, которым должны удовлетворять совместные степени: в сотрудничестве должно участвовать два или более вузов из разных стран; обучение за рубежом должно быть достаточно продолжительным (например, для бакалавров – 1 год); обучение должно основываться на совместных программах и завершаться присвоением совместной степени на основе предварительно заключенных соглашений; сотрудничество должно предполагать использование Приложения к диплому и кредитов ECTS; обучение должно вестись на разных языках, программы должны содержать «европейский элемент». Также было рекомендовано, чтобы вузы выдавали не двойную, а именно совместную степень, подтвержденную одним итоговым документом об образовании. EUA внесла в этот список еще два параметра: периоды обучения и результаты экзаменов должны полностью признаваться и автоматически засчитываться, преподаватели должны совместно разрабатывать учебный план и входить в состав общих приемных комиссий и диссертационных советов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Вопросы методики изучения элементов наглядной геометрии
Особое содержание геометрического материала, включенного в программу и реализованного в системе тщательно отобранных задач, направлено на формирование достаточно полной системы геометрических представлений (включающей образы геометрических фигур, их элементов, отношений между фигурами, их элементам ...

Материалы рефлексии студентов. Подведение итогов
Прошло немного времени. Если считать в академических единицах, то 36 часов лекционных, 12 часов консультаций, 4 экспертных семинара и сложно определяемое время самостоятельной работы студентов. Можно предполагать лишь формы самостоятельного взаимодействия студентов – встреча инициативных групп по р ...

Создание системы воспитательной работы с учащейся молодежью
В лицее накоплен богатый опыт по воспитанию студентов и учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности. Однако в современных условиях требования, предъявляемые к выпускникам, претерпевают значительные изменения. Кроме высокого профессионального уровня, выпускнику лицея необходимо обладать мн ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru