BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Инструменты Европейского пространства высшего образования

Инструменты Европейского пространства высшего образования

Страница 5

Появление идеи EHEA и Болонского процесса было обусловлено комплексом причин. Они лежат как в сфере высшего образования, так и за ее пределами. В сфере высшего образования таковыми были:

– Интернационализация европейской высшей школы. Необходимость преодоления существующих препятствий к европейскому сотрудничеству между системами образования и вузами;

– Необходимость повышения привлекательности и конкурентоспособности европейской высшей школы на глобальном рынке высшего образования;

Причины, лежащие вне сферы высшего образования:

– Европейский внутренний рынок нуждается в свободном передвижении граждан. Отсюда возникает необходимость в сравнимости систем высшего образования и присваиваемых ими квалификаций, без чего передвижение дипломированных специалистов затруднено;

– Высшее образование рассматривается в Европе как механизм достижения европейского социального единства и формирования европейской идентичности. Это становится возможным при условии объединения европейского академического сообщества идеей «европейского» высшего образования.

Болонский процесс не только открыл новую страницу в истории европейской интеграции в сфере высшего образования, но и стал основным содержанием нового этапа. Если рассматривать историю европейской интеграции с этой точки зрения, то этап, начавшийся в 1998 г., будет иметь следующие черты, отличающие его от предыдущих этапов образовательной интеграции:

– Целенаправленность. В документах Болонского процессе четко сформулированы цели и определены сроки их достижения;

– Управляемость. Ход развития Болонского процесса управляется общеевропейскими институтами – как вновь созданными, так и существовавшими прежде. К таковым относятся конференции министров и европейских академических организаций, Болонская Рабочая Группа, Европейская Комиссия;

– Всеобщность. Болонский процесс вовлек в процесс интеграции европейской высшей школы практически все страны европейского региона, а также несколько примыкающих к Европе азиатских стран;

– Реформизм. «Болонские» документы впервые поставили вопрос о реформировании национальных систем высшего образования в европейском масштабе по ряду параметров, причем реформы оцениваются экспертами как «давно назревшие, фундаментальные и длительные».

При этом нужно отметить демократичность Болонского процесса: все страны участвуют в нем на равном основании. Кроме того, в развитии процесса активно участвуют общественные организации и академическое сообщество.

Распространение совместно определенных параметров на национальные системы высшего образования стало основным содержанием Болонского процесса. Эти параметры носят достаточно общий характер, причем большинство их них (это в большей степени относится к предложенным инструментам) было выработано до начала Болонского процесса. Авторы доклада «Тенденции III» выделили следующие ключевые характеристики предложенных параметров:

– Комплексность. Предлагаемые меры по созданию европейского пространства высшего образования «берутся как некий пакет и тесно связываются друг с другом»;

– Системность. Реализация предложенных мер затрагивает все сферы деятельности каждого конкретного вуза. В частности, она касается его образовательной и исследовательской деятельности, а также затрагивает механизмы управления (службы консультирования и службы поддержки студентов) и механизмы финансирования (необходимость дополнительных финансовых вложений для проведения реформ);

– Противоречивость. При осуществлении реформ возникают две потенциально противоречивые повестки дня: с одной стороны, Болонский процесс стремиться рассматривать европейское высшее образование как конкурентоспособный на мировом образовательном рынке продукт, с другой стороны, как общественное благо.

Нужно добавить, что реализация поставленных задач является делом каждой конкретной страны, так как образование остается сферой компетенции государств (а, в ряде случаев, регионов). В данной связи, перспективы EHEA зависят от ответственности стран-участниц процесса. Такой подход позволяет учитывать интересы стран-участниц и сохранять богатый ландшафт европейского высшего образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Материалы по педагогике:

Типы и структуры уроков
Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И.Н.Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: 1) содержанию и 2) способу проведения. По первому критерию, например, уроки математики расчленяются по своему содержанию на уроки арифметики, а ...

Сущность метода круговой тренировки
На протяжении всей своей работы в школе комплексно использую различные методы и приемы, но предпочтение отдаю методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств учащихся. Круговая тренировка, осуществл ...

Виды заикания, причины возникновения
Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. В соответствии с определением, приведенным в заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Беляева Л. И и Дьякова Е. А, отмечают, что внешнее ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru