BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Инструменты Европейского пространства высшего образования

Инструменты Европейского пространства высшего образования

Страница 5

Появление идеи EHEA и Болонского процесса было обусловлено комплексом причин. Они лежат как в сфере высшего образования, так и за ее пределами. В сфере высшего образования таковыми были:

– Интернационализация европейской высшей школы. Необходимость преодоления существующих препятствий к европейскому сотрудничеству между системами образования и вузами;

– Необходимость повышения привлекательности и конкурентоспособности европейской высшей школы на глобальном рынке высшего образования;

Причины, лежащие вне сферы высшего образования:

– Европейский внутренний рынок нуждается в свободном передвижении граждан. Отсюда возникает необходимость в сравнимости систем высшего образования и присваиваемых ими квалификаций, без чего передвижение дипломированных специалистов затруднено;

– Высшее образование рассматривается в Европе как механизм достижения европейского социального единства и формирования европейской идентичности. Это становится возможным при условии объединения европейского академического сообщества идеей «европейского» высшего образования.

Болонский процесс не только открыл новую страницу в истории европейской интеграции в сфере высшего образования, но и стал основным содержанием нового этапа. Если рассматривать историю европейской интеграции с этой точки зрения, то этап, начавшийся в 1998 г., будет иметь следующие черты, отличающие его от предыдущих этапов образовательной интеграции:

– Целенаправленность. В документах Болонского процессе четко сформулированы цели и определены сроки их достижения;

– Управляемость. Ход развития Болонского процесса управляется общеевропейскими институтами – как вновь созданными, так и существовавшими прежде. К таковым относятся конференции министров и европейских академических организаций, Болонская Рабочая Группа, Европейская Комиссия;

– Всеобщность. Болонский процесс вовлек в процесс интеграции европейской высшей школы практически все страны европейского региона, а также несколько примыкающих к Европе азиатских стран;

– Реформизм. «Болонские» документы впервые поставили вопрос о реформировании национальных систем высшего образования в европейском масштабе по ряду параметров, причем реформы оцениваются экспертами как «давно назревшие, фундаментальные и длительные».

При этом нужно отметить демократичность Болонского процесса: все страны участвуют в нем на равном основании. Кроме того, в развитии процесса активно участвуют общественные организации и академическое сообщество.

Распространение совместно определенных параметров на национальные системы высшего образования стало основным содержанием Болонского процесса. Эти параметры носят достаточно общий характер, причем большинство их них (это в большей степени относится к предложенным инструментам) было выработано до начала Болонского процесса. Авторы доклада «Тенденции III» выделили следующие ключевые характеристики предложенных параметров:

– Комплексность. Предлагаемые меры по созданию европейского пространства высшего образования «берутся как некий пакет и тесно связываются друг с другом»;

– Системность. Реализация предложенных мер затрагивает все сферы деятельности каждого конкретного вуза. В частности, она касается его образовательной и исследовательской деятельности, а также затрагивает механизмы управления (службы консультирования и службы поддержки студентов) и механизмы финансирования (необходимость дополнительных финансовых вложений для проведения реформ);

– Противоречивость. При осуществлении реформ возникают две потенциально противоречивые повестки дня: с одной стороны, Болонский процесс стремиться рассматривать европейское высшее образование как конкурентоспособный на мировом образовательном рынке продукт, с другой стороны, как общественное благо.

Нужно добавить, что реализация поставленных задач является делом каждой конкретной страны, так как образование остается сферой компетенции государств (а, в ряде случаев, регионов). В данной связи, перспективы EHEA зависят от ответственности стран-участниц процесса. Такой подход позволяет учитывать интересы стран-участниц и сохранять богатый ландшафт европейского высшего образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Материалы по педагогике:

Специфика социально-педагогической поддержки детей группы риска
Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «групп ...

Формирование нравственной культуры учащихся УНПО как педагогическая проблема
Термин нравственность берёт своё начало от слова нравы. По-латыни нравы звучат как морас – мораль. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих поступках. Толковый словарь русского языка даёт следующее определение нравственности: «Нравственность – это вну ...

Классификация методов обучения
Наиболее простая классификация методов обучения - по методам работы учителя и ученика. К первой группе относятся способы преподавания: рассказ, беседа, описание, объяснение учителем и другие, в которых основная роль принадлежит учителю. В этом случае задача ученика сводится к тому, чтобы следовать ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru