BriefEducation
Образование: теория и практика » Личность и профессиональная компетентность учителя права современной российской школы » Проблемы правового образования в современной школе

Проблемы правового образования в современной школе

Страница 1

Целью правового образования является формирование правовой культуры школьников. Н.И. Элиасберг считает, что "компонентами правовой культуры являются: систематизированные научные знания о праве, законодательстве Российской Федерации, о реально существующем в обществе правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны; ориентированное на социальную ценность права и строгого правопорядка отношение граждан к Закону, установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка; социально полезное поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина России, готовности в различных жизненных ситуациях в быстро меняющемся мире действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы".

В целом солидаризируясь с высказанным мнением, мы считаем, что правовая культура личности есть цель и результат ее правового образования и представляет собой комплексное явление, включающее правомерное поведение, базирующееся на развитом правосознании.

При этом правосознание представляет собой теоретически усвоенные правовые знания; сформированные правовые эмоции (позитивное оценочное отношение к правовым предписаниям, уважение к закону, чувство законности); сформированные правовые убеждения (социально-правовую установку); правовые ориентации на определенный способ правомерного поведения (мотив правомерного поведения).

А правомерное поведение состоит из выработанных устойчивых умений и навыков использования правовых средств в юридически значимых ситуациях, иной практической деятельности; привычки правомерного поведения; высокой социально-правовой активности.

Естественно, что решение задачи становления, правовой культуры граждан России следует начинать как минимум со школьного возраста, создавая целостную систему правового образования учащихся, которая охватывала бы все возрастные группы, от начальных до XI классов.

"Каких-либо точных данных, характеризующих уровень школьного правового образования в России в целом, - констатирует В. Мазаев, директор Российского фонда правовых реформ, - не существует. В некоторых регионах игнорируют право как школьную дисциплину вообще, в других (таких, как Мурманск, Московская область, Ярославль, Екатеринбург, Краснодар, Ростов, Смоленск и т.д.) его изучают довольно активно. В той или иной форме и объеме его преподают в более 50% российских полнокомплектных школ".

Как показывают социологические исследования осведомленности школьников по отдельным отраслям права, наиболее "знакомыми" им оказываются конституционное право и права человека, а также уголовное право, наряду с весьма низким уровнем представлений о правовом регулировании имущественных отношений. В целом исследования правосознания учащихся обнаруживают непонимание важности юридического аспекта хозяйственных отношений в современном российском обществе.

В апреле 2000 г. Фондом совместно с Главным государственно-правовым управлением Администрации Президента, Минобразованием и Минюстом РФ была проведена Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях". В ее работе приняли участие представители образовательных учреждений и научных организаций, государственных органов управления и общественных организаций, так или иначе связанных с указанной проблематикой. Всеми участниками отмечены важность роли права в социализации подростков и неудовлетворительный уровень правового просвещения в российских школах. На ней попытались с учетом имеющегося опыта выработать концептуальные подходы к структуре и содержанию правового образования в школе, обсудили меры организационного характера, которые необходимо принять, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Конференцией принята резолюция, в которой ее участники обращаются с просьбой к государственным органам власти и управления всех уровней, общественным организациям с призывом уделить вопросам правового образования в школе самое пристальное внимание, и рекомендуют предпринять в этих целях определенные действия.

В наше время знание права приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что кроме права не существует средств защитить свои интересы в меняющемся обществе. А задача образования - снабдить людей знаниями, которые помогут им не пропасть в нынешней непростой жизни.

Как считает Н.И. Элиасберг, в результате изучения основ права в средней школе ученик должен:

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Системы студенческого самоуправления в университетах Европы и других стран
В современных условиях необходимо осмыслить роль и место студенческого самоуправления в условиях реформирования украинской системы высшего образования, в частности, в связи с участием нашей страны в так называемом Болонском процессе. Основная цель программы действий Болонской декларации - создание ...

Предупреждение депривации в образовательном процессе
По результатам современных, педагогических исследований установлено, что в любом образовательном учреждении, с любим составом учащихся, в процессе обучения есть факторы, которые приводят к депривации. Однако в процессе явления депривации во взаимодействии с педагогом, все участники взаимодействия к ...

Виды уроков профессионального обучения, их характеристика
В педагогике существует большое количество различных современных уроков. Можно выделить следующие группы таких уроков: 1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина. 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работ ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru