BriefEducation
Образование: теория и практика » Основы педагогического общения и деятельности классного руководителя » Современные технологии воспитания

Современные технологии воспитания

Страница 1

1. Опишите содержание этапов (алгоритмов) традиционной технологии воспитательной работы:

1-й этап (анализ исходных данных) – должен быть направлен на выяснение состояния основных компонентов воспитательного процесса: воспитанников, воспитателей (педагогов) и характер сложившихся между ними отношений; уровень воспитанности школьников, содержание воспитания, средств и условий, в которых воспитательный процесс осуществляется. Эти данные составят основу для постановки педагогического диагноза.

2-й этап (целеполагание) – поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которые предусматриваются в будущем деле. При формулировании целей педагогической деятельности и определения доминирующих воспитательных задач педагог прогнозирует будущее состояние объекта (исходя из учета логики его развития и влияния внешних условий) и определяет оптимальные пути достижения заданного состояния. Педагог продумывает цель и задачи дела, ориентируясь на конкретную группу и реальную ситуацию, опираясь на потребности, интересы и увлечения школьников. Необходимо определить место данного мероприятия среди других дел, обеспечивая разнообразие и новизну. Затем педагог доводит задачи до школьников так, чтобы каждый воспринял их как собственное решение.

3-й этап (проектирование) – Исходя из сформулированной цели и поставленных задач, осуществляется разработка проекта воспитательного дела. В итоге проект педагогической деятельности оформляется в виде плана, конспекта или сценария. В плане классного руководителя в единстве отражаются комплексный, деятельностный и личностный подходы, принятые в теории педагогики

4-й этап (организация и подготовка) – этап включает в себя:

– ясное определение цели предстоящей работы (обзор всего движения в целом от начала и до конца);

– точное определение задач для каждого участника (каждому участнику дела отводится одна функция, наиболее соответствующая его возможностям и желаниям (поручения нельзя навязывать));

– распределение ответственности и времени отчетности (необходимо четко определить права и обязанности каждого, кто принимает участие в организации воспитательного дела);

– точное инструктирование исполнителей (следует учитывать, что школьники не имеют навыков организации и поэтому необходимо придерживаться правила “от легкого к трудному”, поддерживать уверенность воспитанников в успехе, вселять надежду на благополучный исход);

– подготовка необходимого инструментария и оборудования, создание благоприятных, комфортных условий для предстоящей работы;

– установление норм выполнения для измерения результатов.

На этапе организации и подготовки воспитательного мероприятия перед педагогом стоит важная задача – вместе с воспитанниками во всех деталях определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав не только то, что должно быть сделано, но и то, как это должно быть сделано.

5-й этап (осуществление) – Педагог следит за осуществлением намеченной программы дела, корректируя его ход на основе подготовленного сценария, выполняя диспетчерские функции. Наблюдает за коллективом в целом и за отдельными учениками, помня, что воспитательное дело развивает у воспитанников определенные качества, позволяет установить уровень сформированности этих качеств и наметить стратегию дальнейшей работы. Педагог контролирует четкое решение организационных вопросов. Фиксирует все значимые детали проводимого дела для последующего анализа.

6-й этап (подведение итогов) – Анализ может проводиться педагогом единолично или вместе с другими участниками дела. Чтобы произвести анализ воспитательного мероприятия, необходимо последовательное рассмотрение различных ее сторон. Традиционно анализируют деятельность педагога и учащихся в соответствии с этапами подготовки и осуществления воспитательного мероприятия. Помимо анализа результата деятельности педагога и учащихся в соответствии с этапами организации и проведения воспитательного дела, требуется, безусловно, анализ продукта этой деятельности – воспитанности школьников. Коллективное подведение итогов можно провести на общем собрании, на специальном сборе, “огоньке” и др. Во многих случаях после проведения мероприятия достаточно простого обмена мнениями: что получилось, а что не совсем, что следует учесть на будущее.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Понятие методологии и ее сущность
Не только педагоги-практики, нередко за понятием “методология” видят нечто абстрактное, далекое от реальной жизни и от образовательной практики. Между тем методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.1 Есть и другие определения ме ...

Отдельные эпизоды из жизни семьи
Первые годы – самые трудные. Оставшись в Сибири, бабушкины родители привыкли к ней и полюбили. Сразу после войны, конечно, было очень трудно и голодно. Жили в маленькой квартирке в доме барачного типа. Не было вторых оконных рам чтобы утеплиться на зиму. Дров им, приезжим, взять было негде. Всё лет ...

Праздник в школьном музее русской культуры
Все больше в жизнь музея входят музейные праздники, являющиеся одной из перспективных форм работы с посетителями. Музейный праздник в школе рассматривается сегодня как гибкая и эффективная педагогическая система приобщения детей к сокровищам народной культуры. Школьный музей становится таким центро ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru