5-й этап (коллективное подведение итогов) – Это снова может быть общий сбор коллектива (чтобы не путать со стартовым сбором, его часто называют итоговым сбором или сбором-финишем). Сразу перед всеми участниками дела или сначала внутри групп каждый высказывает своё мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД, удачные находки и просчёты в планировании, которые выявились при подготовке и проведении. В обсуждении на равных участвуют как дети, так и взрослые. Общий сбор обязателен, однако по разным причинам на сборе могут высказаться не все воспитанники (или не все искренне). Поэтому кроме общего сбора участие каждого в оценке проведённого дела может осуществляться путём опроса, анкетирования, творческих отчётов, через стенгазету и т. д., а иногда и анонимно. При коллективном подведении итогов главное, чтобы все участники КТД размышляли о приобретённом опыте (как собственном, так и опыте своих товарищей), учились анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее.
6-й этап (последействие) – Стадия последействия заключается в том, чтобы использовать накопленный в ходе КТД, обобщённый и пережитый на финишном сборе коллективный опыт в дальнейшей работе: закреплять положительный опыт и изживать негативный). Это значит:
- как можно быстрей, пока опыт не забылся, приступать к коллективной реализации предложений, которые были высказаны при подведении итогов;
- учитывать в новом КТД ошибки и недочёты предыдущего;
- в следующем КТД включать в более активную работу тех, кто мало потрудился в предыдущем;
- от дела к делу добиваться роста самостоятельности воспитанников и качества результатов КТД.
3. Обратившись к разделу «Дополнительные материалы» (), охарактеризуйте компоненты технологии индивидуального рефлексивного воспитания, разработанной Н.П. Капустиным:
Цель – осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения.
Информация – наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме для её дальнейшего анализа.
«Я-позиция», причина «Я-позиции» – структурирование внутренней речи (мысли) и ее первичное закрепление во внешней речи; внутренняя фиксация «Я – позиции» по обсуждаемому вопросу; определение причины «Я – позиции» в обозначенной ситуации;
«Я-позиция» и общественно значимая норма – соотнесение первичной структуры внешней речи со структурой более высокого уровня; внутреннее сравнение « Я – позиции» и общественно значимой нормы;
Рефлексия – перевод внешней речи во внутреннюю и снова ее возврат во внешнюю речь.
Свободный выбор – перевод внешней речи во внутреннюю; свободный выбор нормы поведения как реальный результат работы над собой;
Мотивация – стимулирование учащегося к учебно-познавательной деятельности и позитивному поведению.
Реальный результат – мониторинг; отслеживание изменений в качестве образования и поведении детей.
4. Раскройте ключевую идею технологии воспитания Н.Е. Щурковой, ответив на вопросы:
– В чем заключается сущность организации предметной деятельности учащихся?
Предметное восприятие мира – это непосредственное восприятие объекта окружающей действительности в его материальной очерченности внешнего образа и функциональной предназначенности, когда за материальной предметно-вещной оболочкой не видится внутренняя социально-духовная сущность, социально-культурное предназначение этого объекта. Предметное восприятие мира держит человека в жестких границах функциональности и утилитарности. Солнце, с точки зрения предметного видения мира, есть средство для загара либо средство для выращивания овощей. Телевизор – средство развлечения. День рождения – способ приобретения новых вещей или способ основательного насыщения. Аттестат зрелости – ступень в достижении карьеры и условие дальнейшего благополучного материального существования. Против предметного восприятия мира не возразишь: оно есть, и его нельзя не принимать, ибо у объекта всегда существует его функциональная сторона бытия. Но существует еще ценностное восприятие мира, того же самого мира, тех же самых предметов, вещей, явлений и действий. Организация разнообразной предметной деятельности обеспечивает средства существования подрастающих воспитанников, расширяет возможности иметь в будущем достаточные средства жизни.
Материалы по педагогике:
Игры при изучении нового материала на уроках истории
Изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала. Изучение нового материала состоит из двух этапов: подготовки к изучению нового материала и собственного из изучения нового материала. Организация изучения нового м ...
Правила проведения родительского собрания
Начало разговора. Главная задача любого информатора - сделать так, чтобы его услышали, то есть в принципе послушали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направленно большинство используемых приемов. Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффективным и четким ...
Открытость школы как условие подготовки старшеклассников к военной службе
Реализация идеи открытости школы как одного из ведущих принципов реформы школы начала 90-х годов опирается на результаты исследования среды. В диссертации Т.В. Менг показано, что представления о среде как факторе воспитания развивались в отечественной педагогике следующим образом: в 20-40 гг. среда ...