BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности формирования словаря детей старшего дошкольного возраста » Определение уровня сформированности словаря старших дошкольников

Определение уровня сформированности словаря старших дошкольников

Страница 1

Для выявления выявление уровня сформированности словаря детей использовался комплексный тестовый метод диагностики речевого развития Ф.Г. Даскаловой.

В обследовании приняли участие 15 детей.

Обследование лексического развития старших дошкольников проводилось на материале природоведческой лексики и состояло из трех серий заданий, направленных на выявление умений классифицировать и оперировать обобщающими существительными, особенностей сформированности понятийного характера слова и усвоения детьми слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами.

Задания направлены на изучение семантического, грамматического, структурного и коммуникативного аспектов речевого развития дошкольников подготовительной к школе группы. Тестирование проводилось индивидуально с каждым ребенком и только тогда, когда у ребенка сохранялся интерес к выполнению игровых заданий.

I серия заданий (словарь и грамматика).

Словарь. Выявляются умения:

– активно использовать прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;

– подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;

– понимать и употреблять разные значения многозначных слов;

– дифференцировать обобщающие понятия (например, дикие и домашние животные).

Грамматика. Выявляются умения:

– образовывать названия детенышей животных (лиса – лисенок, корова – теленок);

– подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе;

– образовывать различные формы повелительного и сослагательного наклонений (спрячься, потанцуй, искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);

– строить сложные предложения разных типов.

После выполнения всех заданий, ответы оценивались в баллах

Максимальное количество баллов по первой серии – 48 баллов (3 за каждый полный верный ответ; 2 – за неполный и 1 балл за краткий, 0 баллов – отказ от ответа и неверный ответ). Затем баллы суммировались и проводилась количественная и качественная оценка (высокое, среднее, ниже среднего и низкое развитие словаря).

На основе качественного и количественного анализа результатов выполнения заданий было выделено 4 уровня развития словаря:

Высокий уровень. Проводят классификацию самостоятельно, группируя по существенным признакам предложенные картинки, обосновывая свой выбор; свободно оперируют обобщающими словами. У детей имеется большой запас природоведческой лексики: могут назвать более 8 слов при раскрытии обобщающего слова.

При объяснении лексического значения используют определения, близкие к словарным. Понимают и осмысленно употребляют разные значения многозначных слов, подбирают к ним синонимы. Понимают слова с противоположным значением, используют разнокорневые антонимы при составлении антонимических пар.

Средний уровень. Проводят классификацию, группируя по разным признакам предложенные картинки; оперируют обобщающими словами. У детей имеется запас природоведческой лексики: могут назвать 6–8 слов при раскрытии обобщающего слова.

При объяснении лексического значения используют неполное словарное определение по существенным признакам, либо с помощью родового понятия. Называют несколько значений многозначных слов, вместе с тем затрудняются в подборе синонимов к ним и составлении предложений. Используют разнокорневые и однокорневые антонимы.

Уровень ниже среднего. Проводят классификацию предложенных картинок по несущественным признакам самостоятельно, либо с помощью взрослого; неточно используют обобщающие слова.

У детей имеется небольшой запас природоведческой лексики: могут назвать 4–5 слов при раскрытии обобщающего слова. Значение слова определяют по несущественным признакам. Знакомы с полисемией, но затрудняются в объяснении значений многозначных слов. При составлении антонимических пар используют только однокорневые антонимы.

Низкий уровень. Затрудняются в проведении классификации; неточно используют обобщающие слова. У детей имеется небольшой запас природоведческой лексики: могут назвать менее 4 слов при раскрытии обобщающего слова. Не могут раскрыть значение предложенного слова. Не знакомы с полисемией. Затрудняются в подборе антонимов к словам и словосочетаниям.

Анализ показал, что более половины испытуемых лучше справились с заданиями на объяснение значений слов, подбор синонимов и антонимов к заданным словам разных частей речи. Однако дети использовали не более 2–3 прилагательных и глаголов и из возможных 48 баллов набрали от 25 до 30 баллов. Лишь 13,3% детей смогли выполнить эти задания в полном объеме, но даже они не смогли набрать максимальное количество баллов.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Игры при изучении нового материала на уроках истории
Изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала. Изучение нового материала состоит из двух этапов: подготовки к изучению нового материала и собственного из изучения нового материала. Организация изучения нового м ...

Обучение произношению французского языка в средней школе
В средней школе при обучении французскому языку большое значение имеет интонация. Самая распространенная форма вопроса во французском языке - интонационная: Tu viens? Vous ȇtez malade? В разговорной речи современного французского языка прямой порядок слов является не просто преобладающей формо ...

Духовный кризис общества и семья
Семья и брак - основа общества и поэтому любому, кто хочет понять и осознать проблемы общества, необходимо понимать и то, что происходит в этой области и каковы причины кризиса семьи. Советский Союз - единственная страна в мире, где люди жили при социализме более 70 лет, то есть за это время полнос ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru