BriefEducation
Образование: теория и практика » Логопедическая работа по развитию голосовых возможностей у детей среднего дошкольного возраста, имеющих недоразвитие фонетической стороны речи » Анатомо – физиологические основы голосообразования

Анатомо – физиологические основы голосообразования

Страница 1

Голос - это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

Голосовой аппарат включает четыре основные части: гортань - генератор звука; надставную, резонаторную, часть - глотка, полость носа, околоносовые пазухи; энергетический аппарат - трахея, бронхи, легкие и дыхательная мышца (диафрагма); артикуляционный аппарат - ротовая полость, зубы, губы, твердое и мягкое небо. Голосовой аппарат - сложная система, все функции которой взаимосвязаны между собой и регулируются корой головного мозга.

Звук голоса - колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

Образованный в гортани голос слаб и бескрасочен, свое окончательное тембровое звучание, громкость, интенсивность он приобретает в резонирующих полостях глотки, рта и отчасти носа. В ротоглоточном резонаторе голос не только усиливается, но и дифференцируется на отдельные звуки, что происходит благодаря непрерывному изменению положения, размера, формы и объема ротоглоточной полости. При этом образуются затворы, замыкающие или суживающие резонансную полость. Поэтому каждый звук является результатом сложной мускульной работы целого комплекса органов, участвующих в произношении. Кроме того, на звучание голоса оказывает влияние работа мимических мышц, раздражения кожи лица, слизистая оболочка ротоглоточного резонатора.

Помимо строения и функции голосовых складок, громадную роль в голосообразовании играет надставная трубка голосового аппарата с резонаторами и дыхательная система.

Дыхательная система («энергетическая») сообщает энергию для колебаний голосовых складок, увеличивает амплитуду их колебаний, обеспечивая силу голоса.

В своих исследованиях Максимов И. отмечает, что оценить голос человека, необходимо знать основные характеристики нормального голоса и их отличие от типичных признаков нарушений. Нормальный голос, обеспечивающий эффективное речевое общение, должен быть приятным на слух, обладать соответствующим балансом ротового и носового резонанса, быть достаточно громким, основная частота речи (привычная, или основная, высота тона) должна соответствовать возрасту, размерам тела и полу; голос должен иметь соответствующие модуляции, включая высоту тона и громкость.

Механизм голосообразования чрезвычайно сложен, поэтому до настоящего времени полностью не изучен. В связи с развитием физиологических и акустических методов исследования в середине XIX в. стало возможным научное обоснование механизма голосообразования.

Существует несколько теорий голосообразования, одна из которых - миоэластическая теория фонации, основоположником которой считают Феррана, согласно которой голосовые складки колеблются в результате прохождения между сомкнутыми краями тока воздуха, создаваемого энергетическим аппаратом . При этом голосовые складки колеблются пассивно, «и частота их колебаний зависит от упругих, эластических свойств тканей голосовых складок. Согласно миоэластической теории, основными факторами голосообразования являются давление воздуха в трахее и тонус внутренних мышц гортани. В момент голосообразования между сомкнутыми голосовыми складками, напряжением их мышц и подскладочным давлением устанавливается тесное взаимодействие, выражающееся в том, что давление столба воздуха в трахее тем сильное, чем большее сопротивление оказывают складки. Сложная система дыхательных мышц рефлекторно поддерживает внутритрахеальное и бронхиальное давление на определенном уровне, необходимом для произнесения того или иного звука (гласного) в связи с различными условиями голосообразования. Голосовые складки во время фонации не находятся в полной зависимости от величины воздушного давления, а, наоборот, своей активной деятельностью регулируют тонус мышц органов дыхания при постоянном контроле со стороны центральной нервной - системы. Как только возникает необходимость в изменении величины подскладочного давления, кора головного мозга «принимает срочные меры», изменяя тонус внутренних мышц гортани и голосовых складок, повышая или понижая частоту колебаний последних. Этот процесс регулируется сложным рефлекторным путем по принципу обратной связи при участии слухового анализатора.

J Vаn Den Вегg считает, что вибрационные движения голосовых складок являются результатом сочетанного воздействия аэродинамических мышечных и эластических сил, развивающихся в гортани подобно аэродинамическим движениям в текущих средах, описанным О. Вегnulli

К. Нusson, основываясь на результатах изучения физиологии голосообразования, обосновал нейро-хронаксическую теорию. Основываясь на экспериментальных данных, авторы установили, что сокращение мышц голосовых складок - активный процесс с частотой колебаний, равной частоте нервных импульсов, поступающих по возвратному нерву. Воздушная струя, образующаяся во время выдоха, является не движущей силой колебательных движений голосовых складок, как объясняет миоэластическая теория, а материалом, из которого генерируется энергия - звук.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Начальный детский лексикон
Активный и пассивный словарь ребенка исследовали Г.М. Лямина, Ф.И. Фрадкина, Р.Л. Розенгард-Пупко, С.Н. Цейтлин и другие. Они отмечали тот факт, что между продуцированием и восприятием речи существует значительный разрыв. Выделяют две стороны речи: пассивную (восприятие и понимание) и активную (про ...

Виды и тактики педагогической поддержки школьников
Единый государственный экзамен может вызвать не только тревожность, неуверенность у старшеклассников, но для некоторых нервный срыв. Поэтому, повышение качества подготовки учащихся к единому экзамену невозможно без осуществления целенаправленной педагогической поддержки. Педагогическую поддержку оп ...

Материалы рефлексии студентов. Подведение итогов
Прошло немного времени. Если считать в академических единицах, то 36 часов лекционных, 12 часов консультаций, 4 экспертных семинара и сложно определяемое время самостоятельной работы студентов. Можно предполагать лишь формы самостоятельного взаимодействия студентов – встреча инициативных групп по р ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru